Хасавюртовская СОШ №12
Среда, 07.12.2016, 13:36

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Январь » 20 » Хасавюртовская СОШ №12
    03:13
     

    Хасавюртовская СОШ №12

    Мастер-класс

    Дагестан

    Учитель математики Давлетмурзаева Б.А.

    Учитель математики Алиева К.А.

    Учитель математики Аджиева А.Т.

    Учитель русского языка Азиева Ф.Г.

    Учитель физкультуры Минтулаев И.Д.

    Основные пути совершенствования урока

    на 2013-2014 уч. год


    Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся.
    Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях.
    Совершенствование структуры уроков.
    Применение на уроках активизирующих методов и средств обучения.
    Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.
    Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных ус-ловий на всех этапах обучения с учетом индивидуальныx особенностей и возможностей уча-щихся и учителя).
    Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых отношений.
    Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
    Интенсификация учебного процесса путем научной организации труда учителя и учащихся.
    Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
    Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем. Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.
    Использование передового педагогического опыта и рекомендаций психоло-педагогической науки.
    Использование новых педагогических технологий.

    Новые педагогические технологии


    1. Адаптивная система обучения - АСО.
    2. Коллективный способ обучения - КСО.
    3. Блочное обучение.
    4. Модульное обучение.
    5. Поэтапное формирование умственных действий.
    6. Технология включенного обучения.
    7. Педагогическая система Дапьтон-план.
    8. Технология полного усвоения.
    9. Дифференциация обучения на основе теста учебных стилей.
    10. Педагогическая технология профессора Монахова.
    11. Теория решения изобретательных задач - ТРИЗ.
    12. Интеграция предметного преподавания.
    13. Донская технология.
    14. Технология укрупненных дидактических единиц - УДЕ.
    15. Разноуровневое обучение.
    16. Программированное обучение.
    17. Компьютерное обучение.
    18. Идеальное обучение.
    19. Технология обучения чтению, письму, счету Н. Зайцева.
    20. Технология индивидуализации обучения
    21. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
    22. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
    23. Система, основанная на гуманно-личностной основе (рук. Ш.А. Амонашвили).
    24. Модель начального образования "Развивающая среда" (рук. И.И. Ильясов).
    25. Система, созданная на деятельностно - коммуникативной основе (рук. Л.Ф.Климанова).
    26. Новые методики обучения (Мурманская, взаимообмен заданиями, Ривина, Ривина-Баженова)
    27. Использование опыта педагогических мастерских ("Жизнь-радуга","Детство", "Радость",др.).

    ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ


    Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

    1. Учет особенностей учащихся класса:
    успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);
    отношение учащихся к предмету; темп работы;
    сформированность учебных умений; общая подготовленность учащихся; отношение к разным видам учебной деятельности;
    отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
    общая дисциплина учащихся.
    2. Учет своих индивидуальных особенностей:
    тип нервной системы;
    коммуникативность;
    эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
    управление восприятием нового учебного материала учащимися;
    умение преодолеть плохое настроение;
    уверенность в своих знаниях, умениях; Ч наличие умений импровизации;
    умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.


    3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока.


    Общие


    1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
    2) Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
    3) Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
    4) Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
    5) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
    6) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
    7) Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.
    8) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
    9) Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

    Частные


    1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
    2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
    3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
    4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.
    5) Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
    6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточен-ность на задании.
    7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, "проработок" отдельных учеников.
    8) Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
    9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
    10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

    Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

    на 2013-2014 уч. год

    =


    1- разработка системы уроков по теме или разделу;
    2 - определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе пргграммы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;
    3 - отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;
    4 - выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке;
    5 - формулирование учебных задач урока;
    6 - разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;
    7 - нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;
    8 - планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;
    9 - подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);
    10 - проверка оборудования и технических средств обучения;
    11 - планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;
    12 - предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направ-ленности на развитие их самостоятельности;
    13 - приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;
    14 - составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содер-жания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;
    15 - продумывание форм подведения итогов урока;
    16 - планирование внеклассной работы по данной теме;
    17 - запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

    Примерная схема календарно-тематического плана

    Общие вопросы плана:

    1- дата; 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока; 5 - триединая задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и обратной связи; 9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.


    Частные вопросы, решаемые на уроке:

    1 - реализация воспитательного потенциала урока; 2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 - дидактические средства урока; 4 - самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 - методы закрепления пройденного на уроке; 6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

    Примерное содержание разделов поурочного плана


    I. Тема урока
    1. Дидактическая цель и задачи урока.
    2. Тип, структура урока.
    3. Общие методы. Приемы работы учеников.
    4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
    II. Повторение опорных знаний.
    1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
    2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
    3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
    4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
    III. Усвоение новых знаний.
    1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
    2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
    3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
    4. Проблемные и информационные вопросы.
    5. Варианты решения проблемы.
    6. Варианты закрепления изученного.
    IV. Формирование умений и навыков.
    1. Конкретные умения и навыки для отработки.
    2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
    3. Способы "обратной связи".
    4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены. .
    V. Домашнее задание.
    1. Что повторить и приготовить к уроку.
    2. Творческая самостоятельная работа.
    3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

    Планирование и конкретизация задач урока

    Действия педагога по планированию задач урока
    1. Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспи¬тания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.
    2. Конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учени-ков данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития,
    3. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

    Планирование образовательно - воспитательно-развивающих задач урока


    I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока?):
    1 - проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
    2 - обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока
    3 - сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу
    4 - сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока
    II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):
    1- содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятии (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)
    2 - в целях решения задач трудового обучения и воспитания
    3 - осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.
    4 - для решения задач эстетического воспитания
    5 - в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления
    6 - формировать правильное отношение к природе
    III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):
    1- в целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравни-вать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия
    2 - для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока
    3 - обеспечивая развитие речи учащихся
    4 - формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний
    5 - для развития у учащихся познавательного интереса
    6 - в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуаций

    Подготовка к уроку непосредственно перед звонком


    1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.
    2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.
    3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

    Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя


    1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.
    2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.
    3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или от дельным учеником.

    Психологическая подготовка к уроку


    1. Осознание ее необходимости.
    2. Мысленное переживание предстоящего урока.
    3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.
    4. Использование для эмоционального освещения учебного материал; личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).
    5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.

    Способствуют успеху урока


    1. Хорошее знание материала урока.
    2. Бодрое самочувствие.
    3. Продуманный план урока.
    4. Чувство "физической" раскованности, свободы на уроке.
    5. Правильный выбор методов обучения.
    6. Разнообразие методов обучения.
    7. Занимательность изложения.
    8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.
    9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляции учителя.

    Затрудняют проведение урока


    1. Неуверенность в своих знаниях.
    2. Безразличное отношение.
    3. Рыхлая композиция урока.
    4. Скованность движений.
    5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.
    6. Однообразие методов обучения.
    7. Бесстрастный рассказ учителя.
    8. Монотонность и сухость при изложении нового материала.

    АНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ ПОСЛЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

    Анализ своего урока учителем - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществ-ленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
    Этапы анализа:
    Первый этап:
    1 - каковы первые впечатления;
    2 - какая общая оценка урока;
    3 - какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);
    4 - доволен(недоволен)собой;
    5 - все ли задуманное выполнено, или многое не успели;
    6 - доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению;
    7 - какова дисциплина на уроке и др.
    Второй этап:
    1- достигнуты ли на уроке поставленные задачи;
    2 - оптимально ли протекал учебный процесс;
    3 - целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников;
    4 - формировался ли познавательный интерес школьников;
    5 - достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся;
    6 - соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, чет-кость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельно-сти школьников и др.);
    7 - как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;
    8 - удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микрокли-мат, не было ли безразличных учащихся;
    9 - довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока;
    10 - что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

    Основные требования к анализу урока учителем


    1. Цель и задачи анализа.
    2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.
    3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
    4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.
    5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.
    6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
    7. Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств.
    8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.
    9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока.
    10. Выполнение намеченных задач урока.
    11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
    12. Умение оценить не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь.
    13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами).
    14. Объективность оценки учителем результатов своего урока.
    15. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
    16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенство-ванию своего мастерства.

    Алгоритм анализа учителем проведенного урока


    1. Какими требованиями руководствовался.
    2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме.
    3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых.
    4. Как определил триединую задачу урока.
    5. Как спланирована деятельность учащихся.
    6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку.
    7. Какие приемы и методы работы учителя и учащихся, как они оправдали себя, если нет, то почему.
    8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО. Какова их психолого-педагогическая ценность, если нет, то почему.
    9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает.
    10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность.
    11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения.
    12. Как был предвиден ход урока, как оправдан.
    13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников. Как они были преодолены. Причины затруднений. Пути устранения.
    14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает, если нет, то почему.
    15. Оценка результативности урока.
    16. Доволен ли уроком.
    17. Направления совершенствования урока.

    Примерная схема анализа проведенного урока учителем


    Общие сведения
    1 - класс;
    2 - дата проведения урока;
    3 - тема урока;
    4 - задачи урока.
    Оборудование урока
    1- какие средства обучения использованы;
    2 - подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
    3 - как подготовлена классная доска к уроку.
    Содержание урока
    1- соответствует ли содержание программе, задачам урока;
    2 - проведена ли его дидактическая обработка;
    3 - формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
    4 - с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навьков формировались и закреплялись на уроке;
    5 - как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
    6 - какие обще-учебные и специальные умения и навыки развивались;
    7 - как осуществлялись межпредметные связи;
    8 - способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
    Тип и структура урока
    1- какой тип урока избран, его целесообразность;
    2 - место урока в системе уроков по данному разделу;
    3 - как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
    4 - каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;
    5 - соответствие структуры урока данному типу;
    6 - как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
    Реализация принципов обучения
    1- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
    2 - в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
    3 - как реализовался принцип доступности обучения;
    4 - с какой целью использовался каждый вид наглядности;
    5 - как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
    6 - как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
    7 - в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
    8 - какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
    9 - как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;
    10 - как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
    Методы обучения
    1- в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
    2 - каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;
    3 - какие методы способствовали активизации учения школьников;
    4 - как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
    5 - какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
    Организация учебной работы на уроке
    1- как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
    2 - как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
    3 - осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
    4 - как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
    5 - правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
    6 - как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критично-сти мысли, умений сравнивать, делать выводы);
    7 - какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
    8 - как подводил итоги этапов и всего урока.
    Система работы учителя
    1 - умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
    2 - показ учащимся рациональных способов учебной работы;
    3 - определение объема учебного материала на урок;
    4 - поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;
    5 - роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
    Система работы учащихся
    1- организованность и активность на разных этапах урока;
    2 - адекватность эмоционального отклика;
    3 - методы и приемы работы и уровень их сформированности;
    4 - отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;
    5 - уровень усвоения основных знаний и умений;
    6 - наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
    Общие результаты урока
    1- выполнение плана урока;
    2 - мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
    3 - уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:
    I- усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
    II- применение в аналогичной и сходной ситуации;
    III- применение в новой ситуации, т.е. творческое;
    4 - общая оценка результатов и эффективности урока;
    5 - рекомендации по улучшению качества урока.

    Примерная схема анализа урока проблемно - развивающего типа обучения
    (схему можно использовать и для самоанализа)


    1- готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);
    2 - внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;
    3 - организационные действия учителя (при необходимости);
    4 - планирование учителем и сообщение учащимся образовательных и развивающих задач урока;
    5 - актуализация знаний и способов деятельности учащихся;
    б - какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
    7 - применение проблемных методов в учении школьников;
    8 - соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;
    9 - объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
    10 - учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;
    11- подходы повышения у учащихся положительной мотивации учения;
    12 - постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
    13 - владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
    14 - соблюдение правил постановки учебной проблемы;
    15 -использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним;
    16 - соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
    17 - формирование специальных и общих учебных умений учащихся;
    18 - наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;
    19 - умения учащихся осуществлять логические операции;
    20 - развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
    21- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они устранены;
    22 - соблюдение требований проблемно-развивающего обучения в домашней работе учащих-ся: какие задания были предложены (на продолжение исследования начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой, ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
    23 - учет учителем индивидуальных особенностей, способностей, подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;
    24 - что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;
    25 - общая результативность урока.

    Вопросы для самоконтроля учителя по выборе оптимального варианта урока

    1. Учитывались ли при планировании урока особенности личности учащихся и классного коллектива, выявленные в результате педагогического консилиума.
    2. Оптимально ли планировались задачи урока:
    а) комплексно ли (задачи образовательные, воспитательные, задачи развития);
    6) конкретизировались ли задачи с учетом особенностей класса;
    в) продуманы ли пути и способы реализации поставленных задач с помощью содержания, форм, методов, средств, условий и т.д.

    3. Оптимально ли отобрано содержание (учтены ли требования программы, материал учебника, методических рекомендаций: выделено ли главное, существенное с точки зрения поставленных учебно-воспитательных задач; выбран ли наиболее рациональный вариант логики раскрытия темы (индуктивный или дедуктивный); дополнено ли содержание учебника новыми научными данными, политехническими, краеведческими, профориентационными и другими фактами, примерами, упражнениями, позволяющими в максимально возможной мере решить круг образовательных задач, включая восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках; дополнено ли содержание темы заданиями и упражнениями, направленными на развитие навыков учебного труда, познавательных интересов и способностей школьников данного класса на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ним и т.д.).
    4. Оптимально ли отобраны формы и методы обучения:
    а) продумано ли сочетание фронтальных, парных, групповых и индивидуальных форм работы;
    б) учтены ли при выборе методов обучения на уроке сильные и слабые стороны каждого из них, исходя из поставленных задач, содержания урока, особенностей учащихся, уровня их подготовленности к обучению с помощью того или иного метода.
    5. Обеспечены ли оптимальные условия для проведения данного урока:
    а) учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения);
    б) школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся класса, место урока в расписании, профилактика утомляемости учащихся и т.д.);
    в) морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе и т.д.).
    6. Оптимально ли выбраны тип и структура урока (последовательность избранных элементов урока и дозировка времени).
    7. Выбран ли оптимальный объем и оценена ли сложность домашнего задания, дифференцировано ли оно с учетом реальных учебных возможностей учащихся. Возможно ли его выполнение за время, отведенное школьно-гигиеническими нормами.
    8. Целенаправленна ли работа учителя по предупреждению неуспеваемости учащихся.

    МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся


    1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
    2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
    3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
    4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
    5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при вы-полнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
    6. Ученик не может воспроизвести определения понятии, формул, доказательств, не может, излагая систему понятии, отойти от готового текста; не понимает текста, постро-енного на изученной системе понятый. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
    В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об учебнике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

    Основные способы обнаружения отставаний учащихся


    1. наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
    2. вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
    3. обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

    Основные признаки неуспеваемости учащихся


    1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятый, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
    2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
    3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

    Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим школьникам


    1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
    2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
    3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
    4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
    5. Различные формы взаимопомощи.
    6. Дополнительные занятия с учеником учителя.



    Меры предупреждения неуспеваемости ученика

    1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
    2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
    3. Индивидуальный подход к учащемуся.
    4. Специальная система домашних заданий.
    5. Усиление работы с родителями.
    6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответст¬венности ученика за учение.


    Памятка для работающих с неуспевающими учениками


    1. Фамилия, имя, отчество ученика.
    2. Класс.
    3. По каким предметам не успевает.
    4. Поведение ученика.

    Просмотров: 246 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016 | Конструктор сайтов - uCoz