«Веселые старты»: соревнования или творчество?
Среда, 07.12.2016, 13:33

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июнь » 24 » «Веселые старты»: соревнования или творчество?
    18:01
     

    «Веселые старты»: соревнования или творчество?

    «Веселые старты»: соревнования или творчество?

    О чем мы привыкли читать в методической литературе?
    Как провести урок.
    Какую методику использовать.
    Как составить план учебного занятия.
    Эта информация необходима, особенно при составлении тематического поурочного планирования.
    Но учителю, который старается развивать в учениках умение самостоятельно мыслить, планировать собственную деятельность, этого мало. Если спланировать заранее все, то как не отбить у ребят желание делать что-то самостоятельно? Если за происходящее на уроке (или во внеурочном пространстве) отвечает только учитель, то разве его ученики научатся принимать ответственность на себя?
    Сложная задача стоит перед педагогами. Но выполнимая.
    Сегодня мы начинаем разговор о секретах педагогики, о тех методах работы учителей, которые долгое время незаслуженно оставались «за кадром».
    Все знают, например, что 90% работы при проведении «Веселых стартов» – в их подготовке. Можно, конечно, подготовить все силами учителей, а потом предложить ребятам «весело провести время». Но при этом конкурсы будут чужими для детей. В придуманные самими игры играть куда интереснее!
    Вместо этого можно так организовать подготовку, что в ней примут участие и педагоги, и ребята. Тогда конкурсы будут веселее, игра станет не чужой, а своей. Для каждого участника.
    Рубрику, в которой мы будем рассказывать о скрытых от привычного взгляда законах педагогики, мы открываем методикой подготовки и проведения «Веселых стартов».

    Идеи и роли

    Очень важно сразу ответить на вопрос: для кого? Ведь для разных возрастов нужны разные по сложности эстафеты, разные идеи, которые объединят все старты. Когда вы определитесь с публикой и ее возрастом, надо подумать и над самой идеей праздника.

    Для начала – посмотреть на то, что происходит вокруг: в школе, в классах, может быть, на улице. Например, если предполагаемый день стартов приходится на Лицейскую неделю, можно назвать праздник не «Веселые старты», а «Спортивный бал», внеся в оформление и действие что-то связанное с XIX веком. В нашем случае это был конкурс, когда команды сооружали на девочках бальные платья, используя для этого… летние платки.

    Не меньшее внимание нужно уделить оформлению зала. Оно должно отражать идею стартов, погоду за окном и хорошее настроение.

    Только после этого можно приступить непосредственно к самому главному: к продумыванию будущих конкурсов и эстафет. Именно на их подбор уходит 70% всего времени подготовки. Очень важно сделать конкурсы веселыми, интересными и доступными для всех. Например, комбинированная эстафета – полоса препятствий в миниатюре – обычно является самой сложной, но и самой красочной, следовательно, интересной, поэтому обычно ее ставят в конце соревнований. В то же время нельзя забывать, что первые эстафеты не должны быть трудными, так как они являются маленькой разминкой. И еще. Лучше не проводить более 6–7 эстафет: дети могут устать.

    Нельзя предлагать и совсем банальные задания – они быстро наскучат и не принесут детям нужного удовлетворения, тогда как чересчур сложные эстафеты могут испортить хорошее настроение и запутать детей так, что дух праздника для них будет безвозвратно потерян. А слишком затянутая эстафета может просто надоесть.

    Чтобы сохранить самые удачные из придуманных эстафет и потом использовать для проведения «Веселых стартов» с другими классами, с другими детьми, их нужно подробно описать.

    В это описание мы предлагаем включить:

    – название эстафеты;
    – место ее проведения;
    – инвентарь;
    – схему (как расположен инвентарь в спортивном зале);
    – ход соревнований;
    – организацию судейства;
    – начисление штрафных очков;
    – расчет необходимого инвентаря.

    В качестве примера приведем краткую запись одной из организованных нами эстафет.

    Название: «Боулинг».

    Место: спортивный зал.

    Описание: первые в команде бегут до обручей, перешагивают из одного обруча в другой, подлезают под первой стойкой, перешагивают через вторую, берут мяч и бросают в кегли.

    Судейство: побеждает команда, сбившая больше кеглей. В случае ничьей – команда, закончившая эстафету первой.

    Штрафные очки: если команда сбивает препятствия, если игрок пропускает препятствие.

    Теперь важно продумать порядок, в котором эстафеты будут проходить на самих «Веселых стартах».

    Если вы хотите разнообразить «Веселые старты» показательными выступлениями, то можете использовать для этого разные гимнастические или цирковые номера, они очень красочны и всегда запоминаются. Включенные в программу показательные выступления по спортивным танцам или другим зрелищным, интересным видам спорта также понравятся детям и покажут им красоту и доступность спорта. Кроме того, можно придумать различные конкурсы и викторины для болельщиков.

    На данном этапе работы очень важно четко распределить роли, решить, кто, чем будет заниматься во время подготовки и на самих «Веселых стартах».

    Список ролей может быть, например, таким.

    Обязательные роли:

    – ведущий – 1 человек;
    – помощники в командах – 2 человека;
    – главный судья – 1 человек;
    – второй судья – 1 человек;
    – ответственные за инвентарь – 4 человека;
    – ответственный за музыкальное сопровождение – 1 человек.

    Дополнительные роли (не обязательные, но желательные):

    – помощник ведущего – 1 человек;
    – третий судья – 1 человек;
    – «заводилы» болельщиков – 2 человека.

    Также могут быть введены роли, предусмотренные идеей стартов.

    Основная подготовительная работа в спортивном зале ложится на плечи людей, отвечающих за инвентарь. Удобнее всего делать это вчетвером: по два человека на команду, чтобы успевать все расставлять.

    Для начала необходимо нарисовать расположение инвентаря во время разных эстафет на заранее подготовленных планах зала. Условными значками, фигурками на плане обозначаются предметы, которые должны стоять на своих местах. (Во время прогона они расставляются, и проверяется, насколько все верно.) Чуть выше плана лучше всего написать легенду: сюжет будущей игры в интересной для ребят форме начала сказки или необыкновенного приключения.

    Потом готовится список инвентаря. Опираясь на данные списка, «инвентарщики» перепроверяют количество предметов, складывают мелкие предметы инвентаря на тележку (это удобно, потому что ее можно катать с места на место, она компактна и может уместиться везде) или в коробки, сумки (что тоже удобно, так как никто не сможет увидеть эти предметы, следовательно, может получиться неплохой сюрприз). Если вы изначально разделите предметы «по командам», то это добавит оперативности во время «Веселых стартов».

    Мелкими предметами инвентаря могут считаться карточки с буквами для викторин, шарики, ходули, кубики и пр. Более крупные предметы можно использовать в качестве украшения для зала, красиво поместив по периметру так, чтобы в нужный момент (перед эстафетой) выставить их в нужное место.

    Много работы и у будущих судей. Они составляют протоколы, где будет вестись счет очкам. Важно создать удобный для использования протокол, где будут присутствовать графы: название эстафеты; штрафные очки; очки за первое или второе место; общая сумма очков; текущий счет.

    Желательно, чтобы у главного судьи был общий протокол, где сводился бы итог обеих команд.

    Еще нужно договориться о количестве баллов, присуждаемых победившей и проигравшей команде (например, 10 и 7).

    Приведем образец незаполненного протокола:

    Название эстафеты

    Штрафные очки

    Очки за место

    Сумма

    Итог

    1

    2

    3 и т.д.

    Судьи отвечают за награждение команд, значит, они должны заранее подготовить красивые грамоты или найти людей, которые согласятся их сделать. Важно, что грамоты должны получить обе команды.

    Музыкальное сопровождение

    Большую роль в «Веселых стартах» играет музыкальное сопровождение. К музыке нельзя относиться легкомысленно.

    Первая песня, под которую дети войдут в зал, должна быть энергичной, веселой и знакомой участникам, чтобы они могли чувствовать себя комфортно. По нашему опыту, очень подходит песня «Ничего на свете лучше нету» из сказки «Бременские музыканты».

    Последующие песни должны иметь отношение к эстафете: или названием, или содержанием. Хорошо, если песни будут ритмичными – под них приятнее бегать, прыгать, они пробуждают бодрость, энергию. Желательно использовать песни на русском языке: они не отвлекают и не сбивают детей, в отличие от песен на иностранном языке, в которых дети пытаются узнать и разобрать незнакомые слова.

    Заключительная песня должна быть чем-то вроде «Танца маленьких утят», чтобы увлечь детей легким, но интересным танцем. Очень хорошие песни, которые подходят для эстафет, есть на диске «XXXL-детский», они даны в современной обработке и знакомы детям.

    Подобрав все песни, необходимо записать их на одну кассету в той последовательности, в которой они будут звучать на «Веселых стартах». Иногда мелодии не хватает, и некоторые песни приходится записывать дважды.

    Работа с детьми перед стартами

    Главной задачей человека, работающего с командой, является знакомство с ребятами. «Помощник команды» должен приходить в класс не менее трех раз перед соревнованиями.

    Дату, на которую назначен праздник, нужно заранее согласовать с кафедрой физкультуры – она должна предоставить зал. Кроме того, необходимо договориться с классными руководителями будущих команд, удобно ли для них предложенное время проведения «Веселых стартов». После этого помощник должен познакомиться с ребятами и сообщить им всю информацию о предстоящих «Веселых стартах»: дату, время, количество человек в команде и т.п. Необходимо попросить класс подумать о составе и названии команды. И договориться о новой встрече!

    В следующий раз нужно поинтересоваться, что придумал класс. Если у ребят что-то не получилось (так часто бывает), надо помочь, подсказать.

    Не надо думать, что они с легкостью придумают название команды, приветствие. Лучше заготовить свои варианты заранее.

    Во время второго посещения можно заняться оформлением зала. Нарисуйте им контуры букв «Веселые старты», и ребята с радостью оставят на них отпечатки своих ног, ладошек или раскрасят в разные цвета. Нередко дети рисуют плакаты на спортивную тему или лозунги для своей команды, которыми мы впоследствии оформляем зал.

    В процессе этой работы вы, вероятно, выучите имена детей (если до сих пор не были знакомы), что пригодится для более свободного общения с ними во время стартов.

    Если команда хочет придумать и нарисовать себе эмблему, то этим также надо заняться во время второго посещения. Очень украшают праздник девизы и «кричалки», придуманные детьми.

    Самым главным этапом работы является последнее посещение непосредственно перед «Веселыми стартами». Следует вселить в детей бодрое настроение, отрепетировать с ними название и девиз (чтобы звучало хором и весело). Запомните, все зависит от вас!

    Очень важна улыбка на вашем лице. Настроение детей зависит от вашего настроения. Постарайтесь вселить в них веру в себя! Главное – не победа, а участие.

    Прогон

    Теперь, когда все готово и вам кажется, что все возможные ходы просчитаны до мелочей, наступает самый ответственный момент подготовки – прогон.

    На прогоне вы должны попробовать инсценировать все старты. Испытать эстафеты, наложить на них музыку, засечь время каждой эстафеты и ее подготовки. В помощь себе вы можете позвать своих друзей или одноклассников, но если вы решили испытывать эстафеты на друзьях, не забудьте учесть разницу в возрасте.

    К прогону должны быть готовы все документы (предварительные сценарные планы, списки эстафет, протоколы, схемы залов), каждый должен знать место, где он может находиться во время стартов. Не забудьте: все ваши действия должны быть отображены на бумаге. Если готовятся показательные выступления, то их тоже желательно включить в прогон.

    Перед прогоном всем раздается сценарный план, куда каждый будет заносить нужные пометки. Инсценируя все эстафеты по очереди, вы должны установить их в точном и рациональном порядке.

    Ведущему на прогоне важно проговорить весь текст (речь), который будет произноситься. Это очень поможет выявить недостатки, возможные проблемы и заранее продумать пути их решения.

    Для «инвентарщиков» прогон также очень важен. На прогоне они должны выбрать для каждого оптимальное место нахождения в зале (обычно это по два человека с каждой стороны), потренироваться быстро расставлять и убирать инвентарь. Когда это занимает очень много времени, необходимо сообщить ведущему, чтобы тот придумал, чем он займет детей. Например, расскажет им веселую историю или будет загадывать загадки.

    Основная задача судей во время прогона – определить, за что ставить штрафные очки в каждой эстафете и сколько их должно быть, чтобы не получилось так, что очки за эстафету уйдут в «минус» или половина штрафных возникнет на самих соревнованиях. Все штрафные очки заносятся в протокол отдельной строкой внизу, где будет подробно расписано, за что и сколько.

    После прогона у каждого должен остаться сценарий с пометками, что он делает во время того или иного этапа. Все планы должны быть отлажены и согласованы.

    Просмотров: 302 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016 | Конструктор сайтов - uCoz