Физическо
Среда, 07.12.2016, 13:36

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 30 » Физическо
    06:47
     

    Физическо

    Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования


    На правах рукописи

    ПАЩЕНКО ЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

    ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

    Актуальность. Кардинальные изменения, происходящие в жизни общества, выдвигают принципиально новые задачи перед системой образова­ния, которое однозначно признало приоритет прав личности школьника. Про­блема формирования гармоничной личности в сфере физической культуры не нова. На необходимость гармоничного развития, основанного на единстве ду­ховных и физических сил человека, указывали основоположники теории физи­ческого воспитания (Я.А. Коменский, 1988; П.Ф. Лесгафт, 1988). Большинство специалистов признает, что наиболее оптимальным периодом для этого являет­ся этап школьного обучения, заключенный в рамки педагогического процесса физкультурного образования (С.В. Барбашов, 1996; Л.И. Лубышева, 1997; Ю.М. Николаев, 1997; А.П. Матвеев, 1998 и др.). Вместе с этим, в последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателя здоровья школьников. Число здоровых детей за период обучения в школе снижается в 4- 5 раз (М. Безруких, 1996; А.И. Переслени с соавт., 1996, 1997; Э.Н. Вайнер, 1998; Л.М. Сухарева с соавт., 1998 и др.). Одним из факторов резистентности организма к развитию заболеваемости в школьном возрасте, по мнению авто­ров, является степень его функциональной зрелости, связанной с уровнем умст­венного и физического развития. Установлена отчетливая взаимосвязь наруше­ний здоровья детей в критические периоды школьного обучения с их развитием (Т.В. Русова с соавт., 1996). Дисгармоничность между умственным и физиче­ским компонентами развития приводит к снижению функциональных возмож­ностей школьников и возникновению негативных изменений в их здоровье. В связи с этим, в теории и практике физкультурного образования, проблема гар­монизации умственного и физического развития школьников представляется крайне актуальной.

    Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой 01.03. "Оптимизация учебного процесса по физической культуре в различных звеньях системы образования" плана НИР Сибирской государственной академии физи­ческой культуры на период 1996-2000 г.г.

    Объект исследования: процесс физкультурного образования млад­ших школьников.

    Предмет исследования: организационно-методические аспекты гар­монизации физического и умственного развития, направленные на укрепление здоровья младших школьников, в процессе физкультурного образования.

    Цель исследования: разработать методику гармонизации физического и умственного компонентов развития учащихся младшего школьного возраста, направленную на достижение оздоровительного эффекта, в учебном процессе по физической культуре.

    Гипотеза исследования. Предполагается, что разработка методики гармонизации физического и умственного компонентов развития возможна на основе: закономерностей соотношения физической подготовленности, успевае­мости и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста; дифферен­циации учебного материала на двигательный, интеллектуальный и оздорови­тельный блоки; последовательного выполнения действий, обеспечивающих по­строение здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре.

    Теоретико-методологической базой исследования явились основные по­ложения теории онтогенеза (Л.И. Божович, 1995; В.А. Петровский, 1995); осно­вы психологических теорий (Р.С. Немов, 1995; Л.С. Выготский, 1991; В.В. Зеньковский, 1996; И.В. Дубровина, 1998); основные положения теории физи­ческой культуры, в частности, теории школьной физической культуры (А.П. Матвеев, 1998; В.И. Лях, 1993; В.Н. Шаулин, 1991), в том числе рассматри­вающие проблему гармонизации учебного процесса (П.Ф. Лесгафт, 1988; Ю.М. Николаев, 1997; И.М. Быховская, 1993; В.К. Бальсевич, 1998; С.В. Барбашов, 2000).

    Задачи исследования:

    1. Исследовать особенности развития личностных свойств (проявляемых в физ- культурно-спортивной деятельности), физической подготовленности, успе­ваемости, динамику показателей здоровья у младших школьников.

    2. Исследовать зависимость школьной успеваемости, физической подготовлен­ности и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста по годам обучения.

    3. Разработать оптимизационую модель построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре.

    4. Разработать методику гармонизации физического и умственного компонен­тов развития младших школьников, направленную на достижение оздорови­тельного эффекта.

    5. Определить эффективность разработанной методики гармонизации физиче­ского и умственного компонентов развития учащихся младших классов в ус­ловиях общеобразовательной школы.

    Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анкетирование; контрольно-педагогическое тестирование; психолого-педагогическое тестирование; педагогический экспе­римент; моделирование; математические методы статистической обработки.

    Организация исследования. Исследования проводились в период с 1996 по 1999 год на базе средней школы № 34 г. Нижневартовска.

    Первый этап исследования (1996 - 1997 г.г.) предполагал теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, отражающих состояние преподавания школьной физической культуры, и выявление предме­та актуальности настоящего исследования.

    Второй этап (1997 - 1998 г.г.) заключался в проведении предваритель­ных исследований с участием 410 школьников 1-3-х классов по определению уровня и динамики показателей физической подготовленности, школьной успе­ваемости, заболеваемости, проявления личностных свойств у учащихся млад­шего школьного возраста. На основании собранного материала изучалась зави­симость умственного, физического компонентов развития младших школьников и показателей здоровья. Данные, полученные в ходе второго этапа исследо­вания, явились основой для разработки методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников и оптимизационной модели построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре.

    На третьем этапе исследования (1998 - 1999 г.г.) проводилось апробиро­вание экспериментальной методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оз­доровительного эффекта. В состав экспериментальной и контрольной групп вошли учащиеся 1 -3-х классов (по 2 класса из каждой параллели). Оценка эф­фективности разработанной методики определялась по изменению показателей физической подготовленности, физкультурно-валеологической образованности,школьной успеваемости, а также по определению влияния проводимых меро­приятий у учащихся экспериментальной и контрольной групп на показатели за­болеваемости. По окончанию педагогического эксперимента был проведен анализ и интерпретация результатов исследования.

    Научная новизна работы состоит в следующем:

    • получены новые данные об особенностях развития личностных свойств, про­являемых в процессе физкультурно-спортивной деятельности у учащихся младшего школьного возраста;

    • получены данные о зависимости школьной успеваемости, физической подго­товленности и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста по го­дам обучения;

    • разработана методика гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленная на достижение оздоровительно­го эффекта, и определена ее эффективность в условиях общеобразовательной школы.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что существующая теория школьной физической культуры дополнена новыми положениями о возможных направлениях и путях достижения гармонизации физического и умственного развития младших школьников в процессе физ­культурного образования.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен комплекс программно-нормативных документов и методических приемов по реализации методики гармонизации физического и умственного компонентов развития, а также оптимизационная модель построения здоровь­есберегающего учебного процесса по физической культуре.

    Полученные результаты исследования были внедрены в практику рабо­ты средней общеобразовательной школы № 34 г. Нижневартовска, о чем свиде­тельствуют акты внедрения.

    Основные положения, выносимые на защиту: 1. Особенности развития учащихся младшего школьного возраста от 1-го к 3- му классу характеризуются следующими тенденциями: изменением личност­ных свойств, проявляемых в процессе занятий физической культурой; сниже­нием школьной успеваемости; снижением темпов прироста физкультурно-валеологической образованности; увеличением показателей физической подго­товленности; снижением заболеваемости.

      1. К закономерностям соотношения физической подготовленности, успеваемо­сти и показателей заболеваемости учащихся младшего школьного возраста от­носятся - доминирование линейных форм зависимости в 1, 2-м классе, и пара­болических форм зависимости в 3-м классе.

      2. Методика гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, предполагающая достижение оздоровительного эффекта, заключается в: дифференциации содержания учебного материала по 3 блокам (двигательному, интеллектуальному и оздоровительному); использовании оп­тимизационной модели при планировании учебного материала; совокупности алгоритмических действий по ее реализации.

      3. Эффективность методики гармонизации физического и умственного компо­нентов развития младших школьников в учебном процессе по физической культуре, направленной на достижение оздоровительного эффекта выражается в улучшении показателей физической подготовленности, в повышении уровня физкультурно-валеологической образованности, в положительном влиянии на показатели заболеваемости детей.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной лите­ратуры, и приложений. Список литературы включает 205 источников. Работа иллюстрирована 10 рисунками, содержит 33 таблицы и 14 приложений.

    СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

    С целью определения особенностей физического, умственного развития и динамики показателей здоровья младших школьников были проведены пред­варительные исследования с участием 410 учащихся школы № 34 г. Нижневар­товска. Изучались показатели заболеваемости, физической подготовленности,школьной успеваемости, физкультурно-валеологической образованности и свойств личности младших школьников.

    При комплексном анализе проявления личностных свойств в физкуль- турно-спортивной деятельности младшими школьниками по годам обучения (табл. 1) наблюдается тенденция (на статистически достоверном уровне при Р < 0,05) к увеличению степени проявления свойств личности: связанных с двига­тельной деятельностью (физическая подготовленность, двигательная технич­ность, тактическая гибкость) - от 1-го к 3-му классу; характеризующих познава­тельную деятельность (глубина знаний, любознательность, наблюдательность) - от 1-го ко 2-му классу; отражающих мотивационко-потребностную сферу (трудолюбие, самокритичность) - от 2-го к 3-му классу. Однако, относительно социально-ценностных (справедливость, товарищество, общительность) и эмо­ционально-волевых свойств личности (смелость, самостоятельность) наблюда­ется увеличение от 1-го ко 2-му и уменьшение степени их проявления к 3-му классу.

    Исследование соотношения степени сформированности отдельных лич­ностных свойств младших школьников, проявляемых в физкультурно- спортивной деятельности и уровня физической подготовленности показало, что с повышением уровня физической подготовленности отмечается тенденция к более полному самовыражению и более лучшему развитию большинства свойств личности: трудолюбие, глубина знаний, аккуратность, физическая под­готовленность, самостоятельность, настойчивость, самокритичность, лидерст­во, наблюдательность, любознательность, а также эмоциональность, смелость, общительность и товарищество. Особенно ярко эта тенденция наблюдается к окончанию обучения в начальной школе. Следовательно, степень сформиро­ванности личностных свойств, проявляемых в физкультурно-спортивной дея­тельности, в определенной мере связана с уровнем физической подготовленно­сти.

    Исследование соотношения личностных свойств младших школьников и показателей школьной успеваемости показало, что положительная тенденция к увеличению степени проявления свойств личности при повышении уровня ус­певаемости имеет место лишь в отношении учащихся 1-х классов.

    0x01 graphic

    Наблюдается выраженное и однозначное уменьшение показателей школьной успеваемости от 1-го к 3-му классу. Так, у учащихся 1-го классасреднегодовая успеваемость составляет 4,2 балла, во 2-м классе она соответст­вует 3,9 балла и в 3-м - 3,95 балла.

    Сравнительный анализ уровня физкультурно-валеологической образо­ванности детей, с нормированными показателями (Н.В. Матюнина, 1999), по­зволил проследить увеличение общего значения от «ниже среднего» уровня в 1- м классе до «среднего» уровня во 2 и 3-м классах. Вместе с тем, наблюдается снижение темпов прироста с 55,5%25 между 1 и 2-м до 15,9%25 между 2 и 3-м го­дом обучения в начальной школе.

    Показатели развития физических качеств не имеют существенных раз­личий в возрастном аспекте от 1-го к 3-му классу. С помощью норм физической подготовленности для учащихся 7-10 лет определено, что исходный уровень проявления скоростных, скоростно-силовых способностей и гибкости в боль­шинстве случаев соответствует «среднему» уровню, а выносливости и коорди­национных способностей - «высокому» уровню развития.

    Исследование позволило выявить, что показатель заболеваемости у ис­следуемых составляет 90,5 заболеваний на 100 детей, что несколько выше дан­ных в целом по России. Однако можно отметить, некоторое снижение этого по­казателя от 1-го к 3-му классу от 93,1 до 83,4 заболеваний на 100 человек и уве­личение «индекса здоровья» от 42,3%25 до 51,5%25.

    Исследование зависимости физической подготовленности, школьной успеваемости и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста по го­дам обучения позволило отметить следующие особенности. При анализе соот­ношения показателей физической подготовленности и успеваемости (рис. 1) наблюдается наличие линейной формы зависимости в 1, и 2-м классе при дос­товерности апроксимации R2 = 0,72 и 0,92. Это обуславливается улучшением успеваемости и физической подготовленности при увеличении их значений. У учащихся 3-го класса более высокие показатели физической подготовленности наблюдаются у школьников, как с очень высокой, так и с очень низкой успе­ваемостью, что характеризуется параболической формой зависимости, с досто­верностью апроксимации R2 = 0,94. Это, вероятно, может являться следствием увеличения индивидуальных различий между детьми.


    0x01 graphic

    Широко распространенное мнение специалистов о том, что у детей с по­вышением физической подготовленности наблюдается большая устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, проявляющаяся в меньшей заболеваемости, в нашем случае нашло свое подтверждение лишь на начальных этапах школьного обучения в 1-2-х классах.

    Схожие тенденции получены при сопоставлении результатов школьной успеваемости с показателями заболеваемости младших школьников: более низ­кие показатели заболеваемости наблюдаются у успевающих учащихся 1 и 2-х классов (R2=0,87 и 0,86). У школьников 3-х классов наименьшая заболевае­мость отмечена у среднеуспевающих детей (R2=0,67).

    Таким образом, можно предположить, что для достижения гармонично­го развития младших школьников, и как следствие, для достижения высокого уровня здоровья на начальном этапе школьного обучения ведущую роль игра­ют факторы физической и умственной подготовленности. На завершающем этапе начального обучения высокий уровень здоровья соотносится со средним уровнем физической и умственной подготовленности.

    ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Отталкиваясь от основополагающих работ по управлению и оптимиза­ции педагогического процесса, а также результатов предварительного исследо­вания зависимости показателей физической подготовленности, успеваемости и заболеваемости учащихся 1-3-х классов, была разработана методика гармони­зации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленная на достижение оздоровительного эффекта.

    Методика характеризуется дифференциацией всего содержания учебно­го материала предмета «физическая культура» по трем блокам: двигательному, интеллектуальному, оздоровительному (рис. 3).

    0x01 graphic

    Содержание двигательного блока представлено программным материа­лом по физической культуре для учащихся начальных классов и включает в се­бя средства формирования двигательных умений и навыков, и развития физи­ческих качеств. Интеллектуальный блок составляют теоретические сведения сферы физической культуры, а также операциональные знания, получаемые при использовании средств двигательного блока. Оздоровительный блок объе­диняет двигательные действия направленные на сохранение и укрепление здо­ровья, теоретические сведения валеологического характера, способствующие формированию привычек здорового образа жизни.

    Реализация методики гармонизации умственного и физического компо­нентов развития младших школьников предполагает использование оптимиза­ционной модели для построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре. Модель базируется на выявленных закономерностях раз­вития младших школьников и представляет собой процентную дифференциа­цию учебного материала в зависимости от среднегрупповых значений заболе­ваемости, школьной успеваемости, физической подготовленности.

    Для учащихся 1-2-х классов физкультурное образование должно быть направлено на достижение высокого уровня умственной и физической подго­товленности и высокого уровня здоровья. В связи с этим оптимизационная модель учебного процесса по физической культуре (табл. 2) предусматривает наи­более эффективное соотношение объемов учебных средств двигательной, ин­теллектуальной и оздоровительной направленности на уроках физической культуры в зависимости от исходного уровня физической подготовленности, школьной успеваемости и показателей здоровья.

    0x01 graphic

    Для учащихся 3-х классов высокий уровень здоровья соотносится со средним уровнем физической подготовленности и средним уровнем школьной успеваемости. Оптимизационная модель построения учебного процесса по фи­зической культуре в 3-х классах представлена в таблице 3.

    0x01 graphic

    Применение методики гармонизации физического и умственного ком­понентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоро­вительного эффекта, предусматривает ряд последовательных действий (рис. 4). Первое действие - оценка исходного состояния умственного и физического компонентов развития и показателей здоровья учащихся; второе - выбор опре­деленного варианта динамики нагрузки средств интеллектуальной, двигатель­ной и оздоровительной направленности; третье - формирование содержания учебного процесса.

    Таким образом, совокупность алгоритмических предписаний, направ­ленная на достижение гармонизации развития младших школьников, преду­сматривает варьирование динамики учебной нагрузки и объемов учебных средств двигательной, интеллектуальной и оздоровительной направленности.

    Усиление воздействия двигательного блока возможно за счет увеличе­ния двигательной нагрузки (повышения интенсивности и увеличения объема используемых средств), а также включения в учебный процесс разнообразных двигательных действий. За счет пополнения учебного материала теоретически­ми сведениями из области физической культуры, требующими углубленного осмысления (особенно в 3-м классе) и воспроизведения, в том числе в виде до­машних заданий увеличивается воздействие интеллектуального блока. Оздоро­вительный блок может быть увеличен, как за счет расширенного использования практических средств физкультурно-оздоровительной направленности, так и за счет освоения учащимися теоретических знаний валеологического характера.

    Методической особенностью реализации методики гармонизации физи­ческого и умственного компонентов развития младших школьников, направ­ленной на достижение оздоровительного эффекта, в учебном процессе по фи­зической культуре является учет специфики преподавания учебного материала в соответствии с этапами начального обучения. В 1-м классе решение образова­тельных задач достигается за счет освоения часто меняющейся информации, ее воспроизведения и использования в двигательной сфере. Средства интеллекту­ального блока, как и оздоровительного, сочетаются с двигательным блоком.

    В большинстве случаев изучение материала интеллектуального и оздо­ровительного блоков оптимально сочетается с двигательными задачами урока, когда передача знаний происходит в процессе двигательной деятельности (в те­чение всего урока), актуализируется при объяснении правил игр и их проведе­нии, обучении двигательным действиям, подведении результатов и т.д.

    В случае содержательного расхождения теоретического материала с двигательными задачами, сведения даются компактно в начале урока и закреп­ляются выполнением домашнего задания по изученной теме.

    Во 2-м классе сохраняется направленность преподавания, характерная для 1-го класса: передача теоретических знаний осуществляется путем их ак­туализации в процессе выполнения двигательных действий. Кроме этого теоре­тический материал дополняется средствами интеллектуальной и оздоровитель­ной направленности, требующими от учащихся осмысленного восприятия и двигательной реализации. К 3-му классу в развитии школьников происходит постепенный переход к преобладанию умственного компонента над физиче­ским, который предусматривает совершенствование логической памяти, ос­мысление предоставляемого материала. В связи с этим, в 3-м классе учебные средства интеллектуального блока, осваиваются, в основном, отдельно от зада­ний двигательного характера.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

    Исходя из цели нашего исследования, был проведен педагогический экс­перимент по обоснованию эффективности методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта, в процессе физкультурного образова­ния. Организованный эксперимент проходил в естественных условиях класс­но-урочной деятельности учащихся начальных классов.

    В начале эксперимента была дана оценка исходному состоянию заболе­ваемости, физической подготовленности, школьной успеваемости и физкуль- турно-валеологической образованности младших школьников. Здоровье школьников дифференцировалось по высокому и низкому уровню. Исходный уровень здоровья учащихся 2 и 3-х классов определялся по показателям заболе­ваемости гриппом и ОРВИ, имевшим место в предыдущем учебном году (коли­чество заболеваний, «индекс здоровья»). У учащихся 1-х классов исходный уровень здоровья в начале учебного года оценивался как низкий.

    По итогам оценочных процедур в экспериментальных классах определя­лась стратегия преимущественной направленности двигательного, интеллекту­ального и оздоровительного блоков и соотношения их объемов в соответствии с разработанной оптимизационной моделью построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре, предусматривающей гармониза­цию развития учащихся 1 -3-х классов.

    Оценка эффективности разработанной методики определялась по изме­нению показателей физкультурно-валеологической образованности, физиче­ской подготовленности, успеваемости по отдельным школьным предметам и показателю заболеваемости учащихся. В результате педагогического экспери­мента были обнаружены статистически достоверные (р<0,001) различия при сравнении общих показателей физкультурно-валелогической образованности у учащихся экспериментальной и контрольной групп. Приросты физкультурно- валеологической образованности экспериментальной группы 1-го класса пре­вышают показатели контрольной группы на 29,1%25, во 2-м классе - на 22,2%25, в 3-м классе - на 10,1%25.

    Результаты проведенного исследования показали улучшение успеваемо­сти по предметам физическая культура и естествознание в экспериментальной группе. У учащихся 1 и 2-х классов экспериментальной группы повысился уро­вень физической подготовленности по сравнению с исходными результатами вообще и данными контрольной группы в частности. Увеличилось число детей с высоким уровнем развития большинства исследованных физических качеств. У учащихся 3-х классов экспериментальной группы показатели физической подготовленности улучшились по сравнению с исходными данными, но при их сравнении с контрольной группой существенных различий не выявлено (р>0,05).

    Достоверно низкие показатели числа заболеваний в год отмечены в экс­периментальной группе у учащихся 2-х классов (р<0,001) и 3-х классов (р<0,01). При сравнительном анализе количественной характеристики заболе­ваемости (рис. 5) в экспериментальной группе наблюдается увеличение числа детей, не болевших ни разу в год («индекс здоровья»), в 1 -м классе на 40,3%25 по сравнению с контрольной группой, во 2-м классе - на 14,6%25 и в 3-м классе - на21,4%25. За период эксперимента произошло уменьшение числа детей, болевших более 2 раз в год, в 1-м классе на 13,6%25 (по сравнению с контрольной груп­пой), во 2-м классе - на 9,5%25 и в 3-м классе экспериментальной группы таких детей не обнаружено, что больше показателей контрольной группы на 17,2%25.

    0x01 graphic

    Путем анкетного опроса родителей была получена субъективная оценка состояния здоровья, свидетельствующая о его улучшении в экспериментальной группе. Так, снижение частоты заболеваний ОРВИ у детей экспериментальной группы отметили 65,4%25 родителей (в контрольной группе - 46,3%25), более лег­кое течение заболевания пронаблюдали - 60,2%25 родителей (в контрольной -42,7%25), менее длительное по времени течение болезни - 63,5%25 (в контрольной -46,1%25).

    Таким образом, физкультурно-образовательное и оздоровительное влия­ние педагогического эксперимента, подтвердило эффективность методики гар­монизации физического и умственного компонентов развития младших школь­ников, направленной на достижение оздоровительного эффекта,в процессе физ­культурного образования.

    1. Особенности развития учащихся младшего школьного возраста харак­теризуются:

    • увеличением степени проявления свойств личности, связанных с дви­гательной деятельностью (физическая подготовленность, двигательная технич­ность, тактическая гибкость) - от 1-го к 3-му классу, познавательной деятельно­стью (глубина знаний, любознательность, наблюдательность) - от 1-го ко 2-му классу, мотивационно-потребностной сферой (трудолюбие, самокритичность) - от 2-го к 3-му классу. Однако, относительно социально-ценностных (справед­ливость, товарищество, общительность) и эмоционально-волевых свойств лич­ности (смелость, самостоятельность) наблюдается увеличение от 1-го ко 2-му и уменьшение степени их проявления к 3-му классу при Р < 0,05);

    • снижением показателей общей школьной успеваемости к окончанию периода обучения в начальных классах от 4,2 балла в 1-м классе до 3,9 баллов во 2-м классе и 3,95 балла в 3-м классе;

    • снижением темпов прироста физкультурно-валеологической образо­ванности от 55,5%25 между 1 и 2-м до 15,9%25 между 2 и 3-м годом обучения в на­чальной школе;

    • повышением физической подготовленности учащихся от 1-го к 3-му

    • снижением показателей заболеваемости у младших школьников от 1 -го к 3-му классу (с 93,1 до 83,4 заболеваний на 100 детей).

    1. Соотношение показателей физической подготовленности и школьной успеваемости с показателями заболеваемости младших школьников характери­зуются линейными формами зависимости для учащихся 1, 2-х классов (досто­верность апроксимации R2 = 0,91 и 0,87 - 0,98 и 0,86), для учащихся 3-х классов- параболическими формами зависимости (R2 = 0,99 и 0,67). В соотношении школьной успеваемости и физической подготовленности наблюдаются анало­гичные тенденции R2= 0,72 и 0,92 - в 1 и 2-х классах и R2= 0,94 - в 3-х классах.

    2. Соотношение физической подготовленности младших школьников и проявление ими личностных свойств в процессе физкультурно-спортивной дея­тельности показало, что к окончанию обучения в начальной школе, у учащихся с высоким уровнем физической подготовленности, в большей степени прояв­ляются такие свойств личности, как трудолюбие, глубина знаний, аккуратность, физическая подготовленность, самостоятельность, настойчивость, самокритич­ность, лидерство, наблюдательность, любознательность, а также эмоциональ­ность, смелость, общительность и товарищество.

    3. Оптимизационная модель является основой для построения здоровь­есберегающего учебного процесса по физической культуре, базируется на вы­явленных закономерностях развития младших школьников и представляет со­бой процентную дифференциацию учебного материала в зависимости от сред- негрупповых значений заболеваемости, школьной успеваемости, физической подготовленности

    4. Методика гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленная на достижение оздоровительного эффекта характеризуется:

    а).Выделением двигательного блока (представленного средствами на­правленного формирования двигательных умений и навыков, развития физиче­ских качеств), интеллектуального блока (включающего средства освоения тео­ретических сведений из сферы физической культуры, а также операциональ­ных знаний, получаемых при использовании средств двигательного блока) и оздоровительного блока (состоящего из двигательных средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, теоретических сведений валеологическо- го характера, способствующих формированию привычек здорового образа жиз­ни);

    б).Использованием оптимизационной модели построения учебного про­цесса по физической культуре, для учащихся с низким уровнем заболеваемости (менее 2 заболеваний в год) и высоким уровнем заболеваемости (2 и более за­болеваний в год);

    в). Последовательностью действий связанных с определением исходных уровней физического, умственного компонентов развития и показателей здоро­вья, выбором варианта динамики нагрузки учебных средств и формированием содержания учебного процесса.

    6. Эффективность методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников выражается:

    • в статистически достоверных различиях (р<0,001) при сравнении общих по­казателей по тесту физкультурно-валеологической образованности у уча­щихся экспериментальной и контрольной группы, более высоких значения темпов прироста физкультурно-валеологической образованности учащихся экспериментальной группы (в 1-м классе на 29,1%25, во 2-м классе на 22,2%25, в 3-м классе на 10,1%25);

    • в более существенных изменениях показателей физической подготовленно­сти учащихся 1 и 2-х классов экспериментальной группы по сравнению с исходными результатами вообще и данными контрольной группы в частно­сти (увеличилось число детей с высоким уровнем развития физических ка­честв), у учащихся 3-х классов экспериментальной группы показатели физи­ческой подготовленности улучшились по сравнению с исходными данными;

    • в снижении числа заболеваний в год в экспериментальной группе у учащих­ся 2-х классов (р<0,001) и 3-х классов (р<0,01). «Индекс здоровья» в 1-м классе экспериментальной группы больше чем в контрольной группе на 10,3%25, во 2-м классе - на 14,6%25 и в 3-м классе - на 21,4%25.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    На основе результатов исследования нам предоставляется возможным дать практические рекомендации учителям физической культуры по вопросам гармонизации физического и умственного компонентов развития и здоровья младших школьников в процессе физкультурного образования.

    1. При проведении уроков по физкультуре рекомендуем использовать программно-нормативное обеспечение, которое содержит годовое и поурочное планирование и предполагает оптимальное соотношение содержания учебных средств двигательного, интеллектуального и оздоровительного блоков в физ­культурном образовании учащихся 1-3-х классов общеобразовательной школы.

      1. Для реализации методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников в учебном процессе по физиче­ской культуре, направленной на достижение оздоровительного эффекта, реко­мендуем использовать оптимизационную модель, представленную в виде про­центного распределения объемов учебных средств 3-х блоков в зависимости от исходного уровня физической подготовленности, школьной успеваемости, за­болеваемости.

      2. Рекомендуем использовать совокупность алгоритмических действий при реализации методики гармонизации физического и умственного компонен­тов развития младших школьников, направленной на достижение оздорови­тельного эффекта, предусматривающей определение исходного состояния ком­понентов развития и показателей здоровья, варьирование динамики нагрузки учебных средств двигательного, интеллектуального и оздоровительного блоков, формирование содержания учебного процесса по физической культуре.

      3. В ходе реализации методики гармонизации физического и умственно­го компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта, в процессе физкультурного образования, учителю физкультуры рекомендуем осуществлять контроль, используя комплекс тестов, выявляющих уровень физической подготовленности, физкультурно- валеологической образованности, школьной успеваемости, заболеваемости учащихся.

      4. При проведении уроков физической культуры предлагаем использо­вать комплекс подвижных игр для учащихся младшего школьного возраста, в соответствии с двигательным, интеллектуальным и оздоровительным блоками учебного процесса.

    СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

    1.Барбашов С.В., Пащенко Л.Г. Особенности взаимосвязи моторной под­готовленности с мировоззрением и смысловыми тенденциями поведения уча­щихся младших классов // Состояние и перспективы совершенствования физи­ческой культуры в системе образования. Часть П. - Омск: СибГАФК, 1998. - с. 58-60.

        1. БарбашовС.В., Пащенко Л.Г. Соотношение уровней умственной и фи­зической подготовленности с показателями здоровья младших школьников //Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Материалы межрегиональной научн.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1998. -с.48-50.

        2. БарбашовС.В., Пащенко Л.Г. Динамика соотношения умственного физического в личностном развитии младших школьников // Состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования: Сб. научн. трудов 2-й Межрегиональной научн.-практ. конф. Тюмень: Издательство Вектор - Бук, 1999.-с.67-69.

        3. Пащенко Л.Г. Проявления личностных качеств младших школьников г.Нижневартовска в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Про­блемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Материалы межрегиональной научн.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1999. -с.99-101.

    Просмотров: 301 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016 | Конструктор сайтов - uCoz