Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования
На правах рукописи
ПАЩЕНКО ЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА
ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность. Кардинальные изменения, происходящие в жизни общества, выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования, которое однозначно признало приоритет прав личности школьника. Проблема формирования гармоничной личности в сфере физической культуры не нова. На необходимость гармоничного развития, основанного на единстве духовных и физических сил человека, указывали основоположники теории физического воспитания (Я.А. Коменский, 1988; П.Ф. Лесгафт, 1988). Большинство специалистов признает, что наиболее оптимальным периодом для этого является этап школьного обучения, заключенный в рамки педагогического процесса физкультурного образования (С.В. Барбашов, 1996; Л.И. Лубышева, 1997; Ю.М. Николаев, 1997; А.П. Матвеев, 1998 и др.). Вместе с этим, в последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателя здоровья школьников. Число здоровых детей за период обучения в школе снижается в 4- 5 раз (М. Безруких, 1996; А.И. Переслени с соавт., 1996, 1997; Э.Н. Вайнер, 1998; Л.М. Сухарева с соавт., 1998 и др.). Одним из факторов резистентности организма к развитию заболеваемости в школьном возрасте, по мнению авторов, является степень его функциональной зрелости, связанной с уровнем умственного и физического развития. Установлена отчетливая взаимосвязь нарушений здоровья детей в критические периоды школьного обучения с их развитием (Т.В. Русова с соавт., 1996). Дисгармоничность между умственным и физическим компонентами развития приводит к снижению функциональных возможностей школьников и возникновению негативных изменений в их здоровье. В связи с этим, в теории и практике физкультурного образования, проблема гармонизации умственного и физического развития школьников представляется крайне актуальной.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой 01.03. "Оптимизация учебного процесса по физической культуре в различных звеньях системы образования" плана НИР Сибирской государственной академии физической культуры на период 1996-2000 г.г.
Объект исследования: процесс физкультурного образования младших школьников.
Предмет исследования: организационно-методические аспекты гармонизации физического и умственного развития, направленные на укрепление здоровья младших школьников, в процессе физкультурного образования.
Цель исследования: разработать методику гармонизации физического и умственного компонентов развития учащихся младшего школьного возраста, направленную на достижение оздоровительного эффекта, в учебном процессе по физической культуре.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработка методики гармонизации физического и умственного компонентов развития возможна на основе: закономерностей соотношения физической подготовленности, успеваемости и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста; дифференциации учебного материала на двигательный, интеллектуальный и оздоровительный блоки; последовательного выполнения действий, обеспечивающих построение здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре.
Теоретико-методологической базой исследования явились основные положения теории онтогенеза (Л.И. Божович, 1995; В.А. Петровский, 1995); основы психологических теорий (Р.С. Немов, 1995; Л.С. Выготский, 1991; В.В. Зеньковский, 1996; И.В. Дубровина, 1998); основные положения теории физической культуры, в частности, теории школьной физической культуры (А.П. Матвеев, 1998; В.И. Лях, 1993; В.Н. Шаулин, 1991), в том числе рассматривающие проблему гармонизации учебного процесса (П.Ф. Лесгафт, 1988; Ю.М. Николаев, 1997; И.М. Быховская, 1993; В.К. Бальсевич, 1998; С.В. Барбашов, 2000).
Задачи исследования:
Исследовать особенности развития личностных свойств (проявляемых в физ- культурно-спортивной деятельности), физической подготовленности, успеваемости, динамику показателей здоровья у младших школьников.
Исследовать зависимость школьной успеваемости, физической подготовленности и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста по годам обучения.
Разработать оптимизационую модель построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре.
Разработать методику гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленную на достижение оздоровительного эффекта.
Определить эффективность разработанной методики гармонизации физического и умственного компонентов развития учащихся младших классов в условиях общеобразовательной школы.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анкетирование; контрольно-педагогическое тестирование; психолого-педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; моделирование; математические методы статистической обработки.
Организация исследования. Исследования проводились в период с 1996 по 1999 год на базе средней школы № 34 г. Нижневартовска.
Первый этап исследования (1996 - 1997 г.г.) предполагал теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, отражающих состояние преподавания школьной физической культуры, и выявление предмета актуальности настоящего исследования.
Второй этап (1997 - 1998 г.г.) заключался в проведении предварительных исследований с участием 410 школьников 1-3-х классов по определению уровня и динамики показателей физической подготовленности, школьной успеваемости, заболеваемости, проявления личностных свойств у учащихся младшего школьного возраста. На основании собранного материала изучалась зависимость умственного, физического компонентов развития младших школьников и показателей здоровья. Данные, полученные в ходе второго этапа исследования, явились основой для разработки методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников и оптимизационной модели построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре.
На третьем этапе исследования (1998 - 1999 г.г.) проводилось апробирование экспериментальной методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта. В состав экспериментальной и контрольной групп вошли учащиеся 1 -3-х классов (по 2 класса из каждой параллели). Оценка эффективности разработанной методики определялась по изменению показателей физической подготовленности, физкультурно-валеологической образованности,школьной успеваемости, а также по определению влияния проводимых мероприятий у учащихся экспериментальной и контрольной групп на показатели заболеваемости. По окончанию педагогического эксперимента был проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
Научная новизна работы состоит в следующем:
получены новые данные об особенностях развития личностных свойств, проявляемых в процессе физкультурно-спортивной деятельности у учащихся младшего школьного возраста;
получены данные о зависимости школьной успеваемости, физической подготовленности и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста по годам обучения;
разработана методика гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленная на достижение оздоровительного эффекта, и определена ее эффективность в условиях общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что существующая теория школьной физической культуры дополнена новыми положениями о возможных направлениях и путях достижения гармонизации физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен комплекс программно-нормативных документов и методических приемов по реализации методики гармонизации физического и умственного компонентов развития, а также оптимизационная модель построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре.
Полученные результаты исследования были внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы № 34 г. Нижневартовска, о чем свидетельствуют акты внедрения.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Особенности развития учащихся младшего школьного возраста от 1-го к 3- му классу характеризуются следующими тенденциями: изменением личностных свойств, проявляемых в процессе занятий физической культурой; снижением школьной успеваемости; снижением темпов прироста физкультурно-валеологической образованности; увеличением показателей физической подготовленности; снижением заболеваемости.
К закономерностям соотношения физической подготовленности, успеваемости и показателей заболеваемости учащихся младшего школьного возраста относятся - доминирование линейных форм зависимости в 1, 2-м классе, и параболических форм зависимости в 3-м классе.
Методика гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, предполагающая достижение оздоровительного эффекта, заключается в: дифференциации содержания учебного материала по 3 блокам (двигательному, интеллектуальному и оздоровительному); использовании оптимизационной модели при планировании учебного материала; совокупности алгоритмических действий по ее реализации.
Эффективность методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников в учебном процессе по физической культуре, направленной на достижение оздоровительного эффекта выражается в улучшении показателей физической подготовленности, в повышении уровня физкультурно-валеологической образованности, в положительном влиянии на показатели заболеваемости детей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы, и приложений. Список литературы включает 205 источников. Работа иллюстрирована 10 рисунками, содержит 33 таблицы и 14 приложений.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
С целью определения особенностей физического, умственного развития и динамики показателей здоровья младших школьников были проведены предварительные исследования с участием 410 учащихся школы № 34 г. Нижневартовска. Изучались показатели заболеваемости, физической подготовленности,школьной успеваемости, физкультурно-валеологической образованности и свойств личности младших школьников.
При комплексном анализе проявления личностных свойств в физкуль- турно-спортивной деятельности младшими школьниками по годам обучения (табл. 1) наблюдается тенденция (на статистически достоверном уровне при Р < 0,05) к увеличению степени проявления свойств личности: связанных с двигательной деятельностью (физическая подготовленность, двигательная техничность, тактическая гибкость) - от 1-го к 3-му классу; характеризующих познавательную деятельность (глубина знаний, любознательность, наблюдательность) - от 1-го ко 2-му классу; отражающих мотивационко-потребностную сферу (трудолюбие, самокритичность) - от 2-го к 3-му классу. Однако, относительно социально-ценностных (справедливость, товарищество, общительность) и эмоционально-волевых свойств личности (смелость, самостоятельность) наблюдается увеличение от 1-го ко 2-му и уменьшение степени их проявления к 3-му классу.
Исследование соотношения степени сформированности отдельных личностных свойств младших школьников, проявляемых в физкультурно- спортивной деятельности и уровня физической подготовленности показало, что с повышением уровня физической подготовленности отмечается тенденция к более полному самовыражению и более лучшему развитию большинства свойств личности: трудолюбие, глубина знаний, аккуратность, физическая подготовленность, самостоятельность, настойчивость, самокритичность, лидерство, наблюдательность, любознательность, а также эмоциональность, смелость, общительность и товарищество. Особенно ярко эта тенденция наблюдается к окончанию обучения в начальной школе. Следовательно, степень сформированности личностных свойств, проявляемых в физкультурно-спортивной деятельности, в определенной мере связана с уровнем физической подготовленности.
Исследование соотношения личностных свойств младших школьников и показателей школьной успеваемости показало, что положительная тенденция к увеличению степени проявления свойств личности при повышении уровня успеваемости имеет место лишь в отношении учащихся 1-х классов.
Наблюдается выраженное и однозначное уменьшение показателей школьной успеваемости от 1-го к 3-му классу. Так, у учащихся 1-го классасреднегодовая успеваемость составляет 4,2 балла, во 2-м классе она соответствует 3,9 балла и в 3-м - 3,95 балла.
Сравнительный анализ уровня физкультурно-валеологической образованности детей, с нормированными показателями (Н.В. Матюнина, 1999), позволил проследить увеличение общего значения от «ниже среднего» уровня в 1- м классе до «среднего» уровня во 2 и 3-м классах. Вместе с тем, наблюдается снижение темпов прироста с 55,5%25 между 1 и 2-м до 15,9%25 между 2 и 3-м годом обучения в начальной школе.
Показатели развития физических качеств не имеют существенных различий в возрастном аспекте от 1-го к 3-му классу. С помощью норм физической подготовленности для учащихся 7-10 лет определено, что исходный уровень проявления скоростных, скоростно-силовых способностей и гибкости в большинстве случаев соответствует «среднему» уровню, а выносливости и координационных способностей - «высокому» уровню развития.
Исследование позволило выявить, что показатель заболеваемости у исследуемых составляет 90,5 заболеваний на 100 детей, что несколько выше данных в целом по России. Однако можно отметить, некоторое снижение этого показателя от 1-го к 3-му классу от 93,1 до 83,4 заболеваний на 100 человек и увеличение «индекса здоровья» от 42,3%25 до 51,5%25.
Исследование зависимости физической подготовленности, школьной успеваемости и заболеваемости учащихся младшего школьного возраста по годам обучения позволило отметить следующие особенности. При анализе соотношения показателей физической подготовленности и успеваемости (рис. 1) наблюдается наличие линейной формы зависимости в 1, и 2-м классе при достоверности апроксимации R2 = 0,72 и 0,92. Это обуславливается улучшением успеваемости и физической подготовленности при увеличении их значений. У учащихся 3-го класса более высокие показатели физической подготовленности наблюдаются у школьников, как с очень высокой, так и с очень низкой успеваемостью, что характеризуется параболической формой зависимости, с достоверностью апроксимации R2 = 0,94. Это, вероятно, может являться следствием увеличения индивидуальных различий между детьми.
Широко распространенное мнение специалистов о том, что у детей с повышением физической подготовленности наблюдается большая устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, проявляющаяся в меньшей заболеваемости, в нашем случае нашло свое подтверждение лишь на начальных этапах школьного обучения в 1-2-х классах.
Схожие тенденции получены при сопоставлении результатов школьной успеваемости с показателями заболеваемости младших школьников: более низкие показатели заболеваемости наблюдаются у успевающих учащихся 1 и 2-х классов (R2=0,87 и 0,86). У школьников 3-х классов наименьшая заболеваемость отмечена у среднеуспевающих детей (R2=0,67).
Таким образом, можно предположить, что для достижения гармоничного развития младших школьников, и как следствие, для достижения высокого уровня здоровья на начальном этапе школьного обучения ведущую роль играют факторы физической и умственной подготовленности. На завершающем этапе начального обучения высокий уровень здоровья соотносится со средним уровнем физической и умственной подготовленности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Отталкиваясь от основополагающих работ по управлению и оптимизации педагогического процесса, а также результатов предварительного исследования зависимости показателей физической подготовленности, успеваемости и заболеваемости учащихся 1-3-х классов, была разработана методика гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленная на достижение оздоровительного эффекта.
Методика характеризуется дифференциацией всего содержания учебного материала предмета «физическая культура» по трем блокам: двигательному, интеллектуальному, оздоровительному (рис. 3).
Содержание двигательного блока представлено программным материалом по физической культуре для учащихся начальных классов и включает в себя средства формирования двигательных умений и навыков, и развития физических качеств. Интеллектуальный блок составляют теоретические сведения сферы физической культуры, а также операциональные знания, получаемые при использовании средств двигательного блока. Оздоровительный блок объединяет двигательные действия направленные на сохранение и укрепление здоровья, теоретические сведения валеологического характера, способствующие формированию привычек здорового образа жизни.
Реализация методики гармонизации умственного и физического компонентов развития младших школьников предполагает использование оптимизационной модели для построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре. Модель базируется на выявленных закономерностях развития младших школьников и представляет собой процентную дифференциацию учебного материала в зависимости от среднегрупповых значений заболеваемости, школьной успеваемости, физической подготовленности.
Для учащихся 1-2-х классов физкультурное образование должно быть направлено на достижение высокого уровня умственной и физической подготовленности и высокого уровня здоровья. В связи с этим оптимизационная модель учебного процесса по физической культуре (табл. 2) предусматривает наиболее эффективное соотношение объемов учебных средств двигательной, интеллектуальной и оздоровительной направленности на уроках физической культуры в зависимости от исходного уровня физической подготовленности, школьной успеваемости и показателей здоровья.
Для учащихся 3-х классов высокий уровень здоровья соотносится со средним уровнем физической подготовленности и средним уровнем школьной успеваемости. Оптимизационная модель построения учебного процесса по физической культуре в 3-х классах представлена в таблице 3.
Применение методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта, предусматривает ряд последовательных действий (рис. 4). Первое действие - оценка исходного состояния умственного и физического компонентов развития и показателей здоровья учащихся; второе - выбор определенного варианта динамики нагрузки средств интеллектуальной, двигательной и оздоровительной направленности; третье - формирование содержания учебного процесса.
Таким образом, совокупность алгоритмических предписаний, направленная на достижение гармонизации развития младших школьников, предусматривает варьирование динамики учебной нагрузки и объемов учебных средств двигательной, интеллектуальной и оздоровительной направленности.
Усиление воздействия двигательного блока возможно за счет увеличения двигательной нагрузки (повышения интенсивности и увеличения объема используемых средств), а также включения в учебный процесс разнообразных двигательных действий. За счет пополнения учебного материала теоретическими сведениями из области физической культуры, требующими углубленного осмысления (особенно в 3-м классе) и воспроизведения, в том числе в виде домашних заданий увеличивается воздействие интеллектуального блока. Оздоровительный блок может быть увеличен, как за счет расширенного использования практических средств физкультурно-оздоровительной направленности, так и за счет освоения учащимися теоретических знаний валеологического характера.
Методической особенностью реализации методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта, в учебном процессе по физической культуре является учет специфики преподавания учебного материала в соответствии с этапами начального обучения. В 1-м классе решение образовательных задач достигается за счет освоения часто меняющейся информации, ее воспроизведения и использования в двигательной сфере. Средства интеллектуального блока, как и оздоровительного, сочетаются с двигательным блоком.
В большинстве случаев изучение материала интеллектуального и оздоровительного блоков оптимально сочетается с двигательными задачами урока, когда передача знаний происходит в процессе двигательной деятельности (в течение всего урока), актуализируется при объяснении правил игр и их проведении, обучении двигательным действиям, подведении результатов и т.д.
В случае содержательного расхождения теоретического материала с двигательными задачами, сведения даются компактно в начале урока и закрепляются выполнением домашнего задания по изученной теме.
Во 2-м классе сохраняется направленность преподавания, характерная для 1-го класса: передача теоретических знаний осуществляется путем их актуализации в процессе выполнения двигательных действий. Кроме этого теоретический материал дополняется средствами интеллектуальной и оздоровительной направленности, требующими от учащихся осмысленного восприятия и двигательной реализации. К 3-му классу в развитии школьников происходит постепенный переход к преобладанию умственного компонента над физическим, который предусматривает совершенствование логической памяти, осмысление предоставляемого материала. В связи с этим, в 3-м классе учебные средства интеллектуального блока, осваиваются, в основном, отдельно от заданий двигательного характера.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
Исходя из цели нашего исследования, был проведен педагогический эксперимент по обоснованию эффективности методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта, в процессе физкультурного образования. Организованный эксперимент проходил в естественных условиях классно-урочной деятельности учащихся начальных классов.
В начале эксперимента была дана оценка исходному состоянию заболеваемости, физической подготовленности, школьной успеваемости и физкуль- турно-валеологической образованности младших школьников. Здоровье школьников дифференцировалось по высокому и низкому уровню. Исходный уровень здоровья учащихся 2 и 3-х классов определялся по показателям заболеваемости гриппом и ОРВИ, имевшим место в предыдущем учебном году (количество заболеваний, «индекс здоровья»). У учащихся 1-х классов исходный уровень здоровья в начале учебного года оценивался как низкий.
По итогам оценочных процедур в экспериментальных классах определялась стратегия преимущественной направленности двигательного, интеллектуального и оздоровительного блоков и соотношения их объемов в соответствии с разработанной оптимизационной моделью построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре, предусматривающей гармонизацию развития учащихся 1 -3-х классов.
Оценка эффективности разработанной методики определялась по изменению показателей физкультурно-валеологической образованности, физической подготовленности, успеваемости по отдельным школьным предметам и показателю заболеваемости учащихся. В результате педагогического эксперимента были обнаружены статистически достоверные (р<0,001) различия при сравнении общих показателей физкультурно-валелогической образованности у учащихся экспериментальной и контрольной групп. Приросты физкультурно- валеологической образованности экспериментальной группы 1-го класса превышают показатели контрольной группы на 29,1%25, во 2-м классе - на 22,2%25, в 3-м классе - на 10,1%25.
Результаты проведенного исследования показали улучшение успеваемости по предметам физическая культура и естествознание в экспериментальной группе. У учащихся 1 и 2-х классов экспериментальной группы повысился уровень физической подготовленности по сравнению с исходными результатами вообще и данными контрольной группы в частности. Увеличилось число детей с высоким уровнем развития большинства исследованных физических качеств. У учащихся 3-х классов экспериментальной группы показатели физической подготовленности улучшились по сравнению с исходными данными, но при их сравнении с контрольной группой существенных различий не выявлено (р>0,05).
Достоверно низкие показатели числа заболеваний в год отмечены в экспериментальной группе у учащихся 2-х классов (р<0,001) и 3-х классов (р<0,01). При сравнительном анализе количественной характеристики заболеваемости (рис. 5) в экспериментальной группе наблюдается увеличение числа детей, не болевших ни разу в год («индекс здоровья»), в 1 -м классе на 40,3%25 по сравнению с контрольной группой, во 2-м классе - на 14,6%25 и в 3-м классе - на21,4%25. За период эксперимента произошло уменьшение числа детей, болевших более 2 раз в год, в 1-м классе на 13,6%25 (по сравнению с контрольной группой), во 2-м классе - на 9,5%25 и в 3-м классе экспериментальной группы таких детей не обнаружено, что больше показателей контрольной группы на 17,2%25.
Путем анкетного опроса родителей была получена субъективная оценка состояния здоровья, свидетельствующая о его улучшении в экспериментальной группе. Так, снижение частоты заболеваний ОРВИ у детей экспериментальной группы отметили 65,4%25 родителей (в контрольной группе - 46,3%25), более легкое течение заболевания пронаблюдали - 60,2%25 родителей (в контрольной -42,7%25), менее длительное по времени течение болезни - 63,5%25 (в контрольной -46,1%25).
Таким образом, физкультурно-образовательное и оздоровительное влияние педагогического эксперимента, подтвердило эффективность методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта,в процессе физкультурного образования.
Особенности развития учащихся младшего школьного возраста характеризуются:
увеличением степени проявления свойств личности, связанных с двигательной деятельностью (физическая подготовленность, двигательная техничность, тактическая гибкость) - от 1-го к 3-му классу, познавательной деятельностью (глубина знаний, любознательность, наблюдательность) - от 1-го ко 2-му классу, мотивационно-потребностной сферой (трудолюбие, самокритичность) - от 2-го к 3-му классу. Однако, относительно социально-ценностных (справедливость, товарищество, общительность) и эмоционально-волевых свойств личности (смелость, самостоятельность) наблюдается увеличение от 1-го ко 2-му и уменьшение степени их проявления к 3-му классу при Р < 0,05);
снижением показателей общей школьной успеваемости к окончанию периода обучения в начальных классах от 4,2 балла в 1-м классе до 3,9 баллов во 2-м классе и 3,95 балла в 3-м классе;
снижением темпов прироста физкультурно-валеологической образованности от 55,5%25 между 1 и 2-м до 15,9%25 между 2 и 3-м годом обучения в начальной школе;
повышением физической подготовленности учащихся от 1-го к 3-му
Соотношение показателей физической подготовленности и школьной успеваемости с показателями заболеваемости младших школьников характеризуются линейными формами зависимости для учащихся 1, 2-х классов (достоверность апроксимации R2 = 0,91 и 0,87 - 0,98 и 0,86), для учащихся 3-х классов- параболическими формами зависимости (R2 = 0,99 и 0,67). В соотношении школьной успеваемости и физической подготовленности наблюдаются аналогичные тенденции R2= 0,72 и 0,92 - в 1 и 2-х классах и R2= 0,94 - в 3-х классах.
Соотношение физической подготовленности младших школьников и проявление ими личностных свойств в процессе физкультурно-спортивной деятельности показало, что к окончанию обучения в начальной школе, у учащихся с высоким уровнем физической подготовленности, в большей степени проявляются такие свойств личности, как трудолюбие, глубина знаний, аккуратность, физическая подготовленность, самостоятельность, настойчивость, самокритичность, лидерство, наблюдательность, любознательность, а также эмоциональность, смелость, общительность и товарищество.
Оптимизационная модель является основой для построения здоровьесберегающего учебного процесса по физической культуре, базируется на выявленных закономерностях развития младших школьников и представляет собой процентную дифференциацию учебного материала в зависимости от сред- негрупповых значений заболеваемости, школьной успеваемости, физической подготовленности
Методика гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленная на достижение оздоровительного эффекта характеризуется:
а).Выделением двигательного блока (представленного средствами направленного формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств), интеллектуального блока (включающего средства освоения теоретических сведений из сферы физической культуры, а также операциональных знаний, получаемых при использовании средств двигательного блока) и оздоровительного блока (состоящего из двигательных средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, теоретических сведений валеологическо- го характера, способствующих формированию привычек здорового образа жизни);
б).Использованием оптимизационной модели построения учебного процесса по физической культуре, для учащихся с низким уровнем заболеваемости (менее 2 заболеваний в год) и высоким уровнем заболеваемости (2 и более заболеваний в год);
в). Последовательностью действий связанных с определением исходных уровней физического, умственного компонентов развития и показателей здоровья, выбором варианта динамики нагрузки учебных средств и формированием содержания учебного процесса.
6. Эффективность методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников выражается:
в статистически достоверных различиях (р<0,001) при сравнении общих показателей по тесту физкультурно-валеологической образованности у учащихся экспериментальной и контрольной группы, более высоких значения темпов прироста физкультурно-валеологической образованности учащихся экспериментальной группы (в 1-м классе на 29,1%25, во 2-м классе на 22,2%25, в 3-м классе на 10,1%25);
в более существенных изменениях показателей физической подготовленности учащихся 1 и 2-х классов экспериментальной группы по сравнению с исходными результатами вообще и данными контрольной группы в частности (увеличилось число детей с высоким уровнем развития физических качеств), у учащихся 3-х классов экспериментальной группы показатели физической подготовленности улучшились по сравнению с исходными данными;
в снижении числа заболеваний в год в экспериментальной группе у учащихся 2-х классов (р<0,001) и 3-х классов (р<0,01). «Индекс здоровья» в 1-м классе экспериментальной группы больше чем в контрольной группе на 10,3%25, во 2-м классе - на 14,6%25 и в 3-м классе - на 21,4%25.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основе результатов исследования нам предоставляется возможным дать практические рекомендации учителям физической культуры по вопросам гармонизации физического и умственного компонентов развития и здоровья младших школьников в процессе физкультурного образования.
1. При проведении уроков по физкультуре рекомендуем использовать программно-нормативное обеспечение, которое содержит годовое и поурочное планирование и предполагает оптимальное соотношение содержания учебных средств двигательного, интеллектуального и оздоровительного блоков в физкультурном образовании учащихся 1-3-х классов общеобразовательной школы.
Для реализации методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников в учебном процессе по физической культуре, направленной на достижение оздоровительного эффекта, рекомендуем использовать оптимизационную модель, представленную в виде процентного распределения объемов учебных средств 3-х блоков в зависимости от исходного уровня физической подготовленности, школьной успеваемости, заболеваемости.
Рекомендуем использовать совокупность алгоритмических действий при реализации методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта, предусматривающей определение исходного состояния компонентов развития и показателей здоровья, варьирование динамики нагрузки учебных средств двигательного, интеллектуального и оздоровительного блоков, формирование содержания учебного процесса по физической культуре.
В ходе реализации методики гармонизации физического и умственного компонентов развития младших школьников, направленной на достижение оздоровительного эффекта, в процессе физкультурного образования, учителю физкультуры рекомендуем осуществлять контроль, используя комплекс тестов, выявляющих уровень физической подготовленности, физкультурно- валеологической образованности, школьной успеваемости, заболеваемости учащихся.
При проведении уроков физической культуры предлагаем использовать комплекс подвижных игр для учащихся младшего школьного возраста, в соответствии с двигательным, интеллектуальным и оздоровительным блоками учебного процесса.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1.Барбашов С.В., Пащенко Л.Г. Особенности взаимосвязи моторной подготовленности с мировоззрением и смысловыми тенденциями поведения учащихся младших классов // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования. Часть П. - Омск: СибГАФК, 1998. - с. 58-60.
БарбашовС.В., Пащенко Л.Г. Соотношение уровней умственной и физической подготовленности с показателями здоровья младших школьников //Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Материалы межрегиональной научн.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1998. -с.48-50.
БарбашовС.В., Пащенко Л.Г. Динамика соотношения умственного физического в личностном развитии младших школьников // Состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования: Сб. научн. трудов 2-й Межрегиональной научн.-практ. конф. Тюмень: Издательство Вектор - Бук, 1999.-с.67-69.
Пащенко Л.Г. Проявления личностных качеств младших школьников г.Нижневартовска в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: Материалы межрегиональной научн.-практ. конф. - Омск: СибГАФК, 1999. -с.99-101.