ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА
Среда, 07.12.2016, 13:34

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Февраль » 19 » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА
    00:43
     

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА



    Автор: Горючкина В.Н. (студент)

    Научный руководитель: Мухина М.П. (к.п.н., доцент)

    ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

    г. Омск, Россия


    Актуальность исследования. Современный этап развития физической культуры в России характеризуется поиском эффективных путей решения задач укрепления и сохранения здоровья детского населения. Бальсевич В.К. (1991), Виленская Т.Е. (2006) отмечают неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности школьников разных возрастных групп [1, 2]. По мнению авторов, низкий уровень физической подготовленности учащихся требует критического переосмысливания теоретических и практических положений в области физического воспитания младших школьников.

    Волков Л.В. (2008) указывает, что в качестве одного из средств повышения физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста, развития основных физических качеств, следует использовать соревновательно-игровой метод, что является актуальным и своевременным как для теории, так и для практики физического воспитания подрастающего поколения [3].

    Целью исследования является разработка и экспериментальное обоснование методики развития физических качеств школьников 4-х классов на уроках физической культуры на основе использования соревновательно-игрового метода.

    Гипотеза исследования. Предположено, что использование соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры в 4-х классах при проведении подвижных игр и нестандартных игровых заданий будет способствовать повышению уровня развития физических качеств младших школьников.

    Задачи исследования

    1. Определить уровень физических качеств школьников 4-х классов.

    2. Разработать методику развития физических качеств школьников 4-х классов на уроках физической культуры на основе использования соревновательно-игрового метода.

    3. Выявить эффективность использования на уроках физической культуры в 4-х классах методики развития физических качеств на основе использования соревновательно-игрового метода.

    Объект исследования – процесс физического воспитания в начальной школе.

    Предмет исследования – методика развития физических качеств школьников 4-х классов на уроках физической культуры на основе использования соревновательно-игрового метода.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    • теоретический анализ и обобщение специальной научно–методической литературы по проблеме исследования;

    • педагогическое тестирование (быстрота (бег 30м с высокого старта); ловкость (челночный бег 3х10м); скоростная сила (прыжок в длину с места); гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя); силовая выносливость (наклоны туловища вперед из положения лежа за 30 сек));

    • педагогическое наблюдение;

    • педагогический эксперимент;

    • методы математической статистики.

    Анализ научно-методической литературы показал, что физическое воспитание школьников младших классов реализуется посредством программ, где подвижным играм отводится в среднем от 10 до 14 (26) часов [4-8]. Сравнивая подвижные игры, рекомендованные программами физического воспитания начальной школы с подвижными играми используемыми в дошкольных учебных заведениях можно найти много совпадений, например, «Белые медведи», «Космонавты», «Волк во рву», «Удочка», «Море волнуется», «Совушка» и т.д. Что говорит о заниженном уровне требований физического воспитания младших школьников и актуальности внедрения новых усложненных в сравнении с дошкольным образование подвижных игр.

    Организация исследования

    Педагогический эксперимент проводился с января по май 2011г. на базе МОУ СОШ №2 Горьковского района Омской области, в нем приняли участие 34 школьника. Контрольную группу составили школьники 4 «А» класса (10 мальчиков и 7 девочек), экспериментальную группу – школьники 4 «Б» класса (9 мальчиков и 8 девочек). В контрольной группе для развития физических качеств школьников использовались физические упражнения и подвижные игры, рекомендованные программой физического воспитания. В экспериментальной группе реализовывался соревновательно-игровой метод, включающий помимо физических упражнений подвижные игры и игровые нестандартные задания.

    Результаты исследования

    До начала эксперимента уровень развития физических качеств школьников контрольной и экспериментальной групп был примерно одинаковым. В контрольной группе справились с выполнением контрольных упражнений на высоком уровне 24-59% школьников, из них 20-60% мальчиков и 13-58% девочек, на среднем уровне 29% школьников, из них 20-30% мальчиков и 29-42% девочек. В экспериментальной группе высокий уровень показали 24-59% школьников, из них 11-56% мальчиков и 25-50% девочек, средний уровень – 12-29% школьников, из них 11-33% мальчиков и 13-37% девочек, табл. 1

    Методика использования соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры основывается на применении подвижных игр и нестандартных игровых заданий, направленных на развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости, рис. 1, 2.

    Таблица 1

    Количество школьников контрольной и экспериментальной групп,

    выполнивших контрольные упражнения на уровне возрастных нормативов

    до эксперимента, %

    Физические качества

    Группа

    контрольная

    экспериментальная

    низкий

    средний

    высокий

    низкий

    средний

    высокий

    Быстрота (с)

    общ

    24

    29

    47

    35

    24

    41

    мал

    20

    30

    50

    33

    22

    45

    дев

    29

    29

    42

    37

    25

    38

    Гибкость (см)

    общ

    47

    29

    24

    47

    29

    24

    мал

    60

    20

    20

    67

    22

    11

    дев

    29

    42

    29

    25

    37

    38

    Ловкость (с)

    общ

    12

    29

    59

    12

    29

    59

    мал

    20

    20

    60

    11

    33

    56

    дев

    0

    42

    58

    13

    25

    37

    Скоростная сила (см)

    общ

    24

    29

    47

    41

    12

    47

    мал

    20

    30

    50

    44

    11

    45

    дев

    29

    29

    42

    37

    13

    50

    Силовая выносливость (кол-во раз за 30с)

    общ

    36

    29

    35

    41

    24

    35

    мал

    20

    30

    50

    44

    11

    45

    дев

    58

    29

    13

    38

    37

    25

    Примечание. Общие данные, мальчики и девочки.


    Использование соревновательно-игрового метода и направленность подвижных игр и игровых заданий определяется с учетом логики развертывания физиологических и психологических процессов и занимает следующее место на уроке физической культуры:

    • в подготовительной части используются различные комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, проводимых в движении и на месте в виде мини-соревнований. Принцип таков: Кто быстрее и больше число раз добьется победы? А также подвижные игры и игровые задания на развитие координации движения, внимания, ориентирование в пространстве, точности движений;

    • в основной части используются подвижные игры и игровые задания в соответствии с разделами программы на развитие физических качеств ранее изученных двигательных действий;

    • в заключительной части игры и задания на снижение физической нагрузки после основной части: на внимание, гибкость, координацию движений, ориентировании в пространстве.




    Рис. 1. Распределение подвижных игр, исходя из направленности на развитие физических качеств.



    Рис. 2. Распределение игровых заданий, исходя из направленности на развитие физических качеств.


    Время проведения подвижных игр и игровых заданий: в подготовительной части урока 3-4мин; в основной 15-17мин; в заключительной – 2-3мин.

    Подбор подвижных игр обусловлен содержанием урока физической культуры. На уроках с освоением разновидностей метания используются подвижные игры, направленные на развитие силы и ловкости. На уроках, где содержание составляют элементы гимнастики, используются подвижные игры на развитие выносливости и т.д. Направленность подвижных игр на уроках физической культуры, где основное содержание составляют элементы легкой атлетики, зависит от характера физических упражнений. При освоении прыжков используются подвижные игры на развитие ловкости; при освоении бега на короткие и средние дистанции – на развитие гибкости, при освоении разновидностей лазания – на развитие быстроты. Определение содержания подбор подвижных игр и игровых заданий было ориентировано на школьную программу и соответствие возрастной группе.

    По окончании эксперимента анализ уровня развития физических качеств школьников экспериментальной и контрольной групп выявил, что в экспериментальной группе показатели развития физических качеств выше по сравнению с показателями контрольной группы, табл. 2. В контрольной группе справились с выполнением контрольных упражнений на высокий уровень 35-65% школьников, из них 40-70% мальчиков и 29-58% девочек, на средний уровень 24-36%, из них 20-40% мальчиков и 13-58% . В экспериментальной группе высокий уровень у 53-88% школьников, из них 45-89 % мальчиков и 38-87% девочек.

    Таблица 2

    Количество школьников экспериментальной и контрольной групп,

    выполнивших контрольные упражнения на уровне возрастных нормативов по окончании эксперимента, %

    Физические качества

    Группа

    контрольная

    экспериментальная

    низкий

    средний

    высокий

    низкий

    средний

    высокий

    Быстрота (с)

    общ

    24

    24

    52

    17

    24

    59

    мал

    20

    20

    60

    11

    33

    56

    дев

    29

    29

    42

    25

    12

    63

    Гибкость (см)

    общ

    29

    36

    35

    23

    24

    53

    мал

    40

    20

    40

    22

    33

    45

    дев

    14

    57

    29

    12

    25

    63

    Ловкость (с)

    общ

    6

    29

    65

    0

    12

    88

    мал

    10

    20

    70

    0

    11

    89

    дев

    0

    42

    58

    0

    13

    87

    Скоростная сила (см)

    общ

    12

    35

    53

    23

    18

    59

    мал

    20

    20

    60

    33

    11

    56

    дев

    0

    58

    42

    12

    25

    63

    Силовая выносливость (кол-во раз за 30с)

    общ

    29

    29

    42

    17

    24

    59

    мал

    10

    40

    50

    11

    11

    78

    дев

    58

    13

    29

    25

    37

    38

    Примечание. См. табл. 1.

    Выводы

    1. До начала эксперимента с выполнением контрольных упражнений справлялись:

    - на высоком уровне в контрольной группе 24-59% школьников (из них 20-60% мальчиков и 13-58% девочек), в экспериментальной – 24-59% школьников (из них 11-56% мальчиков и 25-50% девочек);

    - на среднем уровне в контрольной группе 29% школьников (из них 20-30% мальчиков и 29-42% девочек), в экспериментальной – 12-29% школьников (из них 11-33% мальчиков и 13-37% девочек).

    1. Методика использования соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры в 4-х классах основывается на применении подвижных игр и нестандартных игровых заданий, направленных на развитие комплекса основных физических качеств. Подбор направленности подвижных игр обусловлен содержанием урока физической культуры в соответствии с программным содержанием предмета «Физическая культура».

    2. Использование соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры в 4-х классах позволяет более 70% школьников достигать среднего и высокого уровня развития физических качеств. При этом более половины школьников (53-88 %) достигают высокого уровня развития физических качеств.

    Литература

    1. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65лет): автореф. дис. … биол. наук / В. К. Бальсевич. – 1991. – 38 с.

    2. Виленская, Т.Е. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста: факторы риска // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. Приложение. – № 6.- 2006. – С.65-69.

    3. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2008. – 42 с.

    4. Лях В.И. Зданевича А.А – комплексная программа физического воспитания: Пособие для учителя / В.И. Лях, А.А Зданевича – М.: Просвещение, 2009. – 126 с.

    5. Образовательная система «Школа 2100» Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2008.

    6. Программа физического воспитания учащихся 1-11 кл., основанная на одном из видов спорта (баскетбол).-М.: Просвещение, 1992.- 77 с.

    7. Физическое воспитание учащихся 1-11 класса с направленным развитием двигательных способностей: Программа. – М.: Просвещение. 1993.- 65 с.

    8. Физическая культура. 1-11 класс: программа для общеобразовательных учреждений; Тематическое планирование/авт.-сост.: А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – 3-е изд., стер.-М.: Дрофа, 2005.- 94 с.



    Просмотров: 247 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016 | Конструктор сайтов - uCoz