Четверг, 28.03.2024, 17:08

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июнь » 24 » Календарно-тематическое планирование по музыке (
    06:19
     

    Календарно-тематическое планирование по музыке (

    МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №8 «Сказка»

    Программа профессионального самообразования

    Вокальный кружок «Родничок»

    Музыкальный руководитель Ефремова Елена Николаевна

    2009-2010уч.г.

    Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей. Программа содержит материал , помогающий детям воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего, самим принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях с людьми – все эти качества не появляются сами собой. Их необходимо воспитывать, систематически развивать. Музыка, как одна из наиболее распространённых и доступных по форме, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека.

    Содержание.

    1. Пояснительная записка. Актуальность проблемы. 3
    2. Образовательно-воспитательная работа. 4
    3. Цели. Задачи. 4-5
    4. Планируемый результат. 6
    5. Сведения о сроках реализации программы и распределение часов обучения, а также возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа. 7
    6. Содержание программы: 8
    1. Раздел 1. Пение как вид искусства
    2. Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.
    3. Раздел 3. Развитие ритмического слуха.
    4. Раздел 4. Развитие певческих способностей.
    5. Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.
    6. Раздел 6. Концертная деятельность.
    1. Учебно-методический план. 11
    2. Формы и виды контроля. 12-13
    3. Методические рекомендации. 13
    4. Рекомендуемая литература. 14
    1. Пояснительная записка.

    Основная задача эстетического воспитания – развивать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому.

    Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.

    Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные.

    Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.

    Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский хор является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

    Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

    Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в хоре пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению.

    Образовательно-воспитательная работа.

    Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.

    Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия в хоре развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал.

    Цель программы.

    Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.

    Задачи программы.

    Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:

    Образовательные:

    1. Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
    2. Обучить детей вокальным навыкам;

    Воспитательные:

    1. Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
    2. Привить навыки сценического поведения;
    3. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

    Развивающие:

    1. Развить музыкально-эстетический вкус;
    2. Развить музыкальные способности детей;

    Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

    Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала.

    Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

    Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

    Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

    Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

    Планируемый результат.

    1. наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
    2. владение некоторыми основами нотной грамоты;
    3. проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
    4. двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
    5. стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
    6. умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
    7. умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.

    Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

    Сведения о сроках реализации программы и распределение часов обучения, а также возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа:

    Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная группы).

    Занятия проводятся в форме групповой работы:

    год обучения – 34 часа. (1 раз в неделю по 30мин.)

    Привлекает ребят к занятиям хора общение с друзьями, выступления перед публикой, возможность творческого самовыражения.

    Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.

    Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 5-7 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.

    Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

    Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.

    1. Содержание программы.

    Раздел 1. Пение как вид искусства

    Общее понятие о культуре певческого мастерства.

    История певческой культуры.

    Знакомство с музыкальными жанрами.

    Прослушивание произведений различных жанров.

    Ознакомление с основами вокального искусства.

    Артикуляционный аппарат и его составляющие.

    Процесс звукообразования и звуковедения.

    Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.

    Понятие о высоких и низких звуках.

    Ручные знаки. Знакомство с нотами.

    Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот.

    Раздел 3. Развитие ритмического слуха.

    Долгие и короткие звуки.

    Понятие о музыкальном размере.

    Длительности нот.

    Ритмические упражнения. Определение длительностей.

    Выполнение простых ритмических рисунков.

    Раздел 4. Развитие певческих способностей.

    Знакомство с различной манерой пения.

    Роль дыхания в пении.

    Знакомство с основными видами дыхания.

    Постановка голоса. Певческая позиция.

    Дикция. Артикуляция.

    Формирование культуры исполнения произведений.

    Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.

    Кульминация в музыкальных произведениях.

    Темп.

    Динамика.

    Лад.

    Понятие о форме построения песни.

    Раздел 6. Концертная деятельность.

    Сценическое движение.

    Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

    Подбор движений к разучиваемому произведению.

    Нахождение образа.

    Репетиционная работа.

    Подготовка концертных номеров.

    Концертные выступления

    Формирование культуры исполнительской деятельности.

    Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

    Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

    Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

    Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

    Вокал – (ит. - воче) – голос.

    Часто искусство пения называют вокальным искусством.

    1. Учебно-тематический план.

    Групповая форма

    № п/п

    Наименование разделов, тем.

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    Выездные концерты

    1.

    «Пение как вид искусства»

    1. История певческой культуры.

    2. Основы вокального искусства.

    3.Сведения о строении голосового аппарата.

    4.Процесс звукообразования.

    5

    1

    1

    1

    1

    -

    -

    -

    1

    2.

    «Музыкальные термины и понятия»

    1. Термины вокального искусства.

    2.Понятие о звуках.

    3

    1

    1

    -

    1

    3.

    «Развитие ритмического слуха»

    1. Длительность.

    2.Ритмические рисунки.

    4

    1

    1

    1

    1

    4.

    «Развитие певческих способностей»

    1.Виды дыхания

    2.Постановка голоса.

    3.Дикция.

    6

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    5.

    «Средства музыкальной выразительности»

    1.Кульминация.

    2.Динамика.

    3.Темп.

    4.Лад.

    5.Форма построения песни.

    10

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    6.

    «Концертная деятельность»

    1.Сценические задачи.

    2.Репетиционная работа.

    3.Концертные выступления.

    6

    1

    -

    -

    -

    1

    3

    1

    ИТОГО:

    34

    17

    16

    1

    Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям хора. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.

    1. Формы и виды контроля

    Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

    -беседа по пройденному материалу;

    - выполнение практического или теоретического задания.

    Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

    - анализ проделанной работы;

    - участие в массовых мероприятиях.

    Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

    - персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

    - участие в итоговом отчетном концерте.

    1. Методические рекомендации.

    Программа предполагает следующие методы:

    Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.

    Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

    Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

    1. Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога.
    2. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
    3. Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
    4. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.

    После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.

    В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке.

    Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.

    В конце года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.

    Для образовательного процесса необходимы:

    Наглядный материал:

    1. Таблицы;
    2. Портреты композиторов;
    3. Нотный стан;
    4. Музыкальные произведения в CD записи.

    Работа с родителями:

    1. Консультации для родителей;
    2. Концерты, игровые праздники;
    3. Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
    4. Оформление стенда.

    Рекомендуемая литература.

    1. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»
    2. Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.
    3. Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.
    4. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
    5. В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
    6. В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
    7. О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
    8. Ю. Рауль «Певческий голос».
    9. Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».
    10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
    11. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
    Просмотров: 4032 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz