Пояснительная записка
На основании приказа Минобрнауки России от 30 августа 2010 года за № 889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр-2997 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани 23 октября 2009 г. и пунктом 9 поручения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № ВП-П12-6952 в образовательных учреждениях вводится «Третий час учебного предмета «Физическая культура»
Целью введения третьего часа по физической культуре является увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и вести активный образ жизни;
- содействие развитию современных систем физического воспитания;
- применение новых форм и видов активной спортивной деятельности.
Особенности программы:
- программа предназначена для увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся 5-6 классов;
- занятия имеют специальную направленность на внедрение современных систем физического воспитания, приобретение новых знаний в области физической культуры и спорта.
Условия реализации:
- наличие материальной базы (зала) и необходимого инвентаря по видам спорта, в том числе нестандартного;
- организация, дисциплина и техника безопасности занятий;
- наличие, как индивидуального подхода, так и дифференцированного с учетом возраста, пола, принадлежности к группе здоровья (ЛФК, СМГ);
- доброжелательная обстановка и эмоциональный фон на занятиях.
Оценка результатов:
Полученные знания, умения и навыки учащиеся 5-6 классов, занимающиеся по программе третьего часа, демонстрируют во время соревнований и товарищеских встреч, на спортивных мероприятиях различного уровня.
Обучающиеся должны знать историю возникновения и развития, сущность и основные правила проведения соревнований по различным видам спорта.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять основные технические приемы и тактические действия, присущие изучаемой спортивной игре;
при помощи физических упражнений атлетической и ритмической гимнастики конструировать свое телосложение и поддерживать спортивную форму самостоятельно;
владеть элементарными навыками туртехники (разведение костра, установка палатки, вязание узлов и др.)
Программный материал:
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
Учащимся 5-6 классов предлагаются элементарные знания в области медицины по здоровому образу жизни и оказанию первой медицинской помощи.
- Здоровье и факторы его формирования (понятие «здоровье», гомеостаз, норма здоровья, взаимосвязь здоровья и болезни, причины низкого уровня здоровья, факторы здоровья, роль школы в формировании здоровья)
- Здоровый образ жизни и его составляющие (понятие ЗОЖ, оптимальный двигательный режим, оздоровительная физическая тренировка, тренировка иммунитета и закаливание, рациональное питание, психофизиологическая регуляция, рациональный режим жизни, профилактика вредных привычек)
- Первая медицинская помощь при кровотечении и травматическом шоке причины и виды кровотечений, общие принципы остановки кровотечения,
кровотечение из носа, травматический шок.
- Первая медицинская помощь при отравлениях (общие принципы диагностики и оказание неотложной помощи, отравления у детей, укусы ядовитых животных)
Бадминтон:
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям избранному виду спорта. Наличие спортивной базы позволяет вести обучение игре в бадминтон. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях школы мяча. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в парах, создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных и кондиционных способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно данный материал по спортивной игре в бадминтон оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося, воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, и парных взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо обучать детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия в нападении и в защите, начиная с применения комбинированной тактики и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с воланом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особого внимания требуют дети со слабой игровой подготовкой. Необходимо активно включать их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игры является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников.
В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям бадминтоном.
Туризм:
Туризм – это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями. В курсе физического воспитания по ОФП для учащихся 5- 6 классов программой третьего часа предусмотрены учебно-тренировочные занятия по самодеятельному туризму. Туристский поход с проверкой туристических навыков и ориентированием на местности является составной частью физического воспитания. Из всех многочисленных форм отдыха наиболее доступным и эффективным является туристский поход выходного дня (не менее нескольких часов). Походы выходного дня дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы, любовь к природе, расширяется кругозор туриста. Учащиеся 5-6 классов кроме прохождения маршрута должны уметь ориентироваться на местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой, компасом, выбрать и оборудовать место для бивака, разжечь костер, приготовить пищу, избрать способ преодоления препятствий, знать правила охраны природы и др.
Исходя из условий школы и возможностей учащихся, более приемлемыми по способу передвижения являются пешие, лыжные и велосипедные виды похода. Данный вид туризма является прекрасным средством увеличения двигательной активности учащихся.
Гимнастика: (атлетическая и ритмическая)
Атлетическая гимнастика – это не только мощный фактор оздоровления, но и средство профилактики и реабилитации заболеваний детей 11- 12 лет. Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания использует, прежде всего, упражнения с отягощениями: штанга, гири, гантели, эспандеры. Для учащихся 5-6 классов оптимальным в применении из отягощений является эспандеры, гантели и медицинболы. Необходимо избегать занятий с большими (предельными) тяжестями, поскольку костно-мышечная система еще не готова. На тренировках должны присутствовать элементы подвижных и спортивных игр и др. видов спорта, т. е. ориентация на Общеразвивающие упражнения, а тренировки с отягощениями не более 2/3 от максимума.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают атлетическую гимнастику средством и методом развития и формирования таких качеств, как сила, скорость, выносливость. Более того, атлетическая гимнастика способствует биологическому совершенству.
Ритмическая гимнастика – одно из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Повышает двигательную активность, улучшает осанку, благотворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательной действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и физической работоспособности. Кроме того, танцевальная направленность упражнений способствует выразительности, пластичности, ритмичности движений и развивает музыкальный слух, чувство любви к прекрасному.
Все это делает ритмическую гимнастику хорошим средством и методом физического воспитания подростков. В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений:
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Ходьба, бег, прыжки
Упражнения художественной гимнастики
Танцевальные упражнения
Акробатические упражнения
Вольные упражнения