Описание
Качество физического воспитания обеспечивается педагогическим мастерством учителя, построением современных моделей и разработкой технологий для занятий с учащимися. Цель данного пособия - оказать информационную и методическую поддержку специалистам в области физического образования, облегчить подготовку к занятиям, определить пути, ведущие к наиболее успешному решению задач обучения. В нем читатель найдет необходимые законодательные и нормативные документы по физическому воспитанию, инструктивно-методические материалы по преподаванию физической культуры и организации спортивно-оздоровительной работы в ОУ, рекомендательный материал из опыта работы учителя-практика.
Пособие адресовано учителям физкультуры, руководителям общеобразовательных учреждений, работникам методических служб, студентам специальных физкультурных заведений, может быть полезно слушателям ИПК.
Подробное описание
Введение
Система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в коренной перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
В повседневной работе учитель нуждается в методическом пособии, в котором он смог бы найти ответы на интересующие его вопросы. Думается, что настоящее издание как раз и отвечает этой потребности. Однако следует иметь в виду, что рекомендации даются как основа и учителю необходимо проявлять самостоятельное творчество.
Цель данного пособия – оказать информационную и методическую поддержку специалистам в области образования, облегчить подготовку к занятиям, определить пути, ведущие к наиболее успешному решению задач обучения.
Школьное физическое воспитание регламентировано многими приказами, официальными положениями и письмами Министерства образования. Одна из задач настоящего пособия состояла в том, чтобы собрать эти документы воедино. Во многих случаях конкретными документами бывает трудно правильно воспользоваться без понимания явления в целом, вот почему приказы, положения, письма помещены не в одном месте, а распределены по соответствующим разделам.
В пособие включены извлечения из федеральных законов, законодательные и нормативные документы по физическому воспитанию, письма Минобразования и науки России, инструктивно-методические материалы для учителей общеобразовательных учреждений по преподаванию физической культуры в условиях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования (перехода на новый учебный план).
Знание их поможет учителю избежать правовых несоответствий и противоречий в принятии собственных решений.
В пособии особое внимание уделено освещению следующих аспектов:
– рассматриваются вопросы врачебного и педагогического контроля, особенности проведения занятий с учащимися в зависимости от состояния их здоровья;
– даются рекомендации по нормированию физических нагрузок;
– изложены санитарно-гигиенические нормы, методические указания по составлению инструкций по охране труда;
– показан порядок проведения инструктажей, образцы оформления документации по мерам безопасности;
– включены материалы по обновлению документов планирования, по организации и порядку проведения итоговой аттестации, спортивно-оздоровительных мероприятий;
– даны рекомендации по организации экзамена с учащимися специальных медицинских групп.
Представленные материалы раскрывают и позволяют решать многие проблемы, связанные с проведением занятий по физической культуре со школьниками.
Пособие адресовано учителям физкультуры, студентам высших и средних специальных физкультурных заведений, работникам методических служб, руководителям общеобразовательных учреждений.
Содержание
Введение 3
Нормативно-правовые и организационные документы 5
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ) 5
Письмо Министерства образования РФ от 26 марта 2002 г. № 30-51-197/20 «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреж-дениях» 7
Письмо Министерства образования РФ от 14 мая 1999 г. № 717/11-12 «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях» 8
Приказ министерства образования и науки российской федерации «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”» (ред. от 30.08.2010 г. № 889) 10
Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (ред. от 30.08.2010 г. № 889) 11
Приказ министерства образования и науки российской федерации «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”» (от 03. 06. 2008 № 164) 11
Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 12
Переход на новое планирование 14
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования, современной Концепции и целостного формирования физической культуры школьника 14
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (с. 23) 16
Приказ Комитета по образованию Администрации Волгоградской области «о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов и дисциплин в образовательных учреждениях Волгоградской области, реализующих программы общего образования» (от 21.08.2006 № 1769) 17
Рабочая программа по физической культуре 20
Оформление титульного листа 20
Выбор программы 22
Оформление пояснительной записки к рабочей программе 23
Пояснительная записка. 5–9 классы (примерный вариант) 39
Уровень физической подготовленности учащихся на _______ уч. год 44
Типы уроков 45
Как составить годовой график распределения учебного времени на виды программного материала. календарно-тематическое планирование 46
Составление плана-конспекта урока 69
Годовой план-график и рабочий план-график на четверть 78
Урок физической культуры. 86
О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях 86
Схема комплексного педагогического анализа урока физической культуры 98
Развёрнутый план наблюдений на уроках физической культуры 99
Врачебный и педагогический контроль. Распределение школьников на медицинские группы 104
О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях 104
Организация занятий с учащимся специальной медицинской группы 110
Требования к уроку физкультуры, проводимому с учащимися в специальной медицинской группе 118
Оценивание физической подготовленности учащихся специальных меди-цинских групп 121
Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся 123
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации «О проведении мониторинга физического развития обучающихся» (от 29.03.2010 № 06-499) 123
Приложения к письму 124
Приложение 1. Оценка физического развития обучающихся 7–18 лет 124
Приложение 2. Информация ______ о деятельности в области сохранения и укрепления здоровья, физического развития обучающихся, воспитанников 135
Диагностика и регулирование физических нагрузок 139
Классификация интенсивности нагрузок (по М. Я. Набатниковой) 140
Самоконтроль при занятии физической культурой 142
Плотность урока 148
Проведение пульсометрии на уроках физической культуры 150
Порядок проведения итоговой аттестации по физической культуре. Виды зачетов 155
Общие положения 155
Приложения 166
Приожение 1. Рейтинговая система оценки 166
Приожение 2. Единые требования к выполнению контрольных нормативов 166
Приожение 3. Технический протокол сдачи контрольных нормативов дифференцированного зачёта по физической культуре в 11 «А» классе мальчиков (______уч. год) 168
Приожение 4. Протокол экзаменационной и итоговой отметок за курс среднего (полного) общего образования по физической культуре в 11 «А» классе 168
Приожение 5. Протокол заседания МО учителей физической культуры по экспертному анализу аттестационного материала 170
Приожение 6. Экспертиза практических материалов по устным экзаменам на итоговой аттестации учащихся 11 класса за _________ учебный год по физи-ческой культуре 171
Приожение 7. Проведение экзамена по физической культуре в специальной медицинской группе 172
Приожение 8. Приказ о проведении дифференцированного зачета по физической культуре для выпускников 9 и 11 классов 174
Приожение 9. Приказ о проведении экзамена по физической культуре для выпускников 9, 11 классов 176
Охрана труда на уроках физической культуры 177
Профилактика травматизма 177
Методические указания по разработке правил и инструкций по охране труда 177
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях 180
Приложения 184
Приложение 1. Вводный инструктаж по мерам безопасности для учащихся по предмету «Физическая культура» 184
Приложение 2. Инструкция № ___ для учащихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми 187
Приложение 3. Журнал регистрации проведения вводного инструктажа с обучающимися (воспитанниками) по охране труда на уроках физической культуры МОУ СОШ № ___ 189
Приложение 4. Инструктаж обучающихся (воспитанников) по охране труда 190
Приложение 5. Журнал регистрации проведения инструктажей с обучающимися (воспитан-никами) по охране труда на уроках физической культуры
в МОУ СОШ № ___ 190
Приложение 6. Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудо-вания в МОУ СОШ № __ 191
Приложение 7. Акт испытания гимнастических снарядов и оборудования 191
Приложение 8. Методика испытаний спортивного инвентаря и оборудования при занятиях физической культурой 192
Приложение 9. Акт-разрешение на проведение занятий в спортивном зале и на спортивных площадках МОУ СОШ № ___ 193
Состав аптечки первой помощи (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2009 № 697н) 195
Организация внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 195
О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях 195
Положение о коллективе физической культуры общеобразовательной школы (извлечения) 197
Положение о коллективе физической культуры общеобразовательных школ 199
Положение о юном судье по спорту (извлечение) 203
Положение о юном инструктуре по спорту (извлечение) 204
Планирование внеклассной физкультурно-спортивной работы 205
Положение о проведении спортивного праздника «Только тот мужчина», посвященного Дню защитника отечества 209
Только тот мужчина (сценарий спортивного праздника, посвященного Дню защитника отечества) 210
Положение о проведении внутришкольных соревнований по ____ среди мальчиков, девочек ____ классов 216
Отчет главного судьи соревнований по _______ 217
Спортивно-оздоровительные мероприятия 218
Указ Президента РФ «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» (от 30 июля 2010 г. № 948) 218
Положение о спартакиаде школьников среди общеобразовательных учреждений______ района на _______ учебный год 219
Заявка на участие в районных соревнованиях по __ от МОУ СОШ № __ 224
Заявка на участие в ____ городской спартакиаде школьников от __ по __ 224
Постановление от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» 225
2.4.2. Гигиена детей и подростков учреждений общего среднего образования 226
Приложения 231
Приложение 1. Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) 231
Приложение 2. Комплекс упражнений для глаз 233
Приложение 3. Примерный объем двигательной активности обучающихся 234
Приложение 4. Порядок представления к награждению нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта» 235
Приложение 5. Ходатайство методического объединения учителей физкультуры района о награждении (образец) 236
Приложение 6. Характеристика (образец) 238
Рекомендуемая литература. 240
Литература 246