Управление качеством образования по физической �
Среда, 07.12.2016, 13:32

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Август » 15 » Управление качеством образования по физической �
    04:21
     

    Управление качеством образования по физической �

    Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля (на примере специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)

    Автореферат докторской диссертации по педагогике

    На правах рукописи

    БАРАБАШ Ольга Алексеевна

    УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

    ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

    (на примере специальных (коррекционных)

    образовательных учреждений VIII вида)

    13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

    оздоровительной и адаптивной физической культуры

    АВТОРЕФЕРАТ

    диссертации на соискание ученой степени

    доктора педагогических наук

    Санкт-Петербург

    2008

    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет» на кафедре теоретических основ физической культуры.

    Научный консультант

    Официальные оппоненты:

    Ведущая организация:

    доктор педагогических наук, профессор Дмитриев Алексей Андреевич.

    доктор педагогических наук, профессор

    Евсеев Сергей Петрович

    ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта»;

    доктор педагогических наук, профессор

    Лубышева Людмила Ивановна

    ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры»;

    доктор психологических наук, профессор Петрова Вера Георгиевна

    ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».

    ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры».

    Защита состоится 21 февраля 2008 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 311.010.01 при ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта» по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Санкт-Петер-бургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта» и на сайте (lesgaftspb@mail.ru )

    Автореферат разослан «____»____________ 2008 г.

    Ученый секретарь

    диссертационного совета

    к.п.н., профессор Л.А.Егоренко

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования. Признание прав каждого ребенка, в том числе имеющего тот или иной недостаток, на получение качественного образования определяет сегодня необходимость создавать системы непрерывного наблюдения за качеством образования школьников с ограниченными возможностями здоровья.

    В последние годы проблема качества стала рассматриваться как социальная категория, которая определяет в целом состояние процесса образования. И хотя в России ратифицированы Декларация о правах инвалидов (Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН, 1975), Декларация о правах умственно отсталых лиц (Резолюция 2856 (ХХVI) Генеральной Ассамблеи ООН, 1971), которые гарантируют качество предоставляемой им педагогической помощи; провозглашена концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., которая в качестве главной задачи образовательной политики выдвигает «…обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства», адаптивная физическая культура и специальная педагогика еще не располагают сегодня теоретическими осно­вами для решения ряда актуальных вопросов, связанных с проблемой обеспечения качества специального образования вообще, в том числе и качества образования по физической культуре.

    Проблема исследования. Отсутствие в отечественной традиции специального образования подходов к управлению качеством образования по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, базирующихся на научно обоснованном использовании функции контроля.

    Объект исследования: качество образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

    Предметом исследования выступает управление качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида посредством актуализации функции контроля.

    Научная гипотеза исследования включала следующий комплекс предположений: управление качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида может быть эффективным, если модель управления качеством образования будет учитывать роль и взаимосвязь внутренних факторов обеспечения образовательного процесса в учреждении, уровень организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре и состояние внешних по отношению к образовательному учреждению условий; управление качеством образования по физической культуре возможно через реализацию модели управления качеством, обоснование принципов контроля качества, их практическую реализацию, а также включение в процесс контроля диагностических материалов, объективно отражающих состояние всех ему подвергающихся объектов.

    Цель. Теоретическое и экспериментальное обоснование процесса управления качеством образования по физической культуре на основе использования функции контроля.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать развитие систем управления качеством в теории управления; современное состояние проблемы контроля и оценки качества образования; степень разработанности показателей качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

    2. Выявить факторы, оказывающие влияние на качество образования по физической культуре и разработать модель управления качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

    3. Апробировать и экспериментально обосновать объективные диагностические материалы и технологию контроля внутренних факторов обеспечения качества и организации процесса образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

    4. Провести аналитическое исследование физического состояния и подготовленности учащихся Приморья с легкой степенью умственной отсталости и апробировать технологию комплексного контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре.

    5. Оптимизировать состояние потенциально управляемых внешних условий и внутренних факторов обеспечения качества и оценить эффективность внедрения разработанной модели управления качеством образования по физической культуре в систему образования Приморского края.

    6. Обосновать принципы контроля качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

    Теоретико-методологические основы исследования базируются на: теории управления (Ф.У. Тейлор); теории управления социальными системами (П. Дракер); системах управления качеством (Дж. М. Джуран, У.Э. Деминг); концепции TQM; процессном подходе в управлении образованием (В.А. Якунин; В.С. Лазарев; М.М. Поташник); теории развития высших психических функций и общих закономерностях нормального и нарушенного развития (Л.С. Выготский); социально-педагогических и психолого-педагогических теориях развития детей и подростков (Л.С. Выготский; С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; В.В. Давыдов; Л.И. Божович); уровневой теории развития движений (Н.А. Бернштейн); теории системогенеза (П.К. Анохин); современных положениях теории физической культуры (В.К. Бальсевич; Л.И. Лубышева; Б.А. Ашмарин; Л.П. Матвеев; Д.Д. Донской, В.М. Зациорский), теории адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев), а также на данных исследований в области качества обучения (С.Е. Шишов, В.А. Кальней); разработки средств контроля знаний (В.С. Аванесов); особенностях овладения учебным материалом учащимися с умственной отсталостью (В.И. Лубовский; И.М. Соловьев; В.Г. Петрова; Ж.И. Шиф); физического воспитания учащихся с умственной отсталостью (А.А. Дмитриев; В.М. Мозговой; Н.В. Астафьев; И.Ю. Горская).

    Методы исследования. Общенаучные логические методы - теоретический анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; моделирование - широко использовались на всех этапах как для выделения проблемного поля исследования, его основных направлений, формирования методологического аппарата диссертационной работы, экстраполяции современных концепций управления качеством в педагогическое пространство специального образования, создания модели управления качеством образования по физи-ческой культуре, так и для осмысления полученного эмпирического материала.

    Эмпирические методы: анализ данных научно-методической литературы, социологический опрос, методы самоисследования и самооценки, метод групповых экспертных оценок, педагогическое наблюдение, хронометрирование, пульсометрия, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, анамнестический метод, методы математико-статистической обработки результатов.

    Логика организации исследования. Исследование выполнялось на протяжении 10 лет, с 1997 по 2007 гг., в Дальневосточном регионе.

    Первый этап (1997–1998 гг.) включал в себя анализ существующей теории и практики управления и контроля качества образования в образовательных учреждениях и управленческих структурах, осмысление педагогических резервов повышения эффективности контроля ка­чества образования по физической культуре. На этом этапе широко использовался весь арсенал теоретических методов и такие эмпирические методы, как анализ данных научно-методической литературы и социологический опрос.

    На втором этапе(1999–2001 гг.) осуществлялось исследование факторов, оказывающих влияние на результирующие показатели качества образования по физической культуре, проводилось исследование деятельности образовательных учреждений края и накопление эмпи­рического материала с использованием таких методов, как самоисследование и самооценка, педагогическое наблюдение, педагогические контрольные испытания. Про­водился ряд констатирующих педагогических экспериментов, включавших серию узконаправленных исследований, в ходе которых апробировались со­держание, методы и формы контроля отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, внутренних факторов и результирующих показателей качества образования по физической культуре. На этом этапе в исследовании приняли участие 6 проблемных экспертов; 63 специалиста; учащиеся 1–9-х классов, воспитанники муниципальных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии VIII вида Приморского края – всего 1373 детей и подростков. В этот период были разработаны и внедрены в практику методы и технологии контроля внутренних факторов обеспечения и результирующих показателей качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

    На третьем этапе(2002–2005 гг.) производились систематизация и анализ накопленного теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования, разработка модели управления качеством образования по физической культуре; осуществлялся эксперимент по экспериментальному подтверждению эффективности внедрения разработанной модели управления качеством образования по физической культуре в систему образования Приморского края. В качестве экспериментальных учреждений выступили специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты для детей с отклонениями в развитии VIII вида Приморского края – всего 21 учреждение. Для уточнения основных положений разработанной модели использовалось групповое экспертное оценивание. В этот период с целью воздействия на внешние условия обеспечения качества образования был осуществлен ряд мероприятий и созданы необходимые организационные структуры.

    На четвертом этапе (2006–2007 гг.) проводились сбор, оценка и интерпрета­ция результатов опытно-экспериментальной работы (с участием 596 школьников 1-9 класса Приморского края и 855 учащихся аналогичного возраста, проживающих в Республике Беларусь); формирование выводов, оформление дис­сертационного исследования.

    Научная новизна:

    - разработана модель управления качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, раскрывающая взаимосвязь внутренних факторов, внешних условий и уровня организации учебно-воспитательного процесса и их взаимообусловленное влияние на результирующие показатели качества;

    - обоснованы принципы контроля качества образования по физической культуре в специальном учреждении, основанные на общих закономерностях управления и общесистемных принципах управления качеством услуги;

    - объективизация контроля внутренних факторов обеспечения качества образования и уровня организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре позволила получить новые данные, отражающие реальное состояние образования по физической культуре в образовательных учреждениях VIII вида Приморья;

    - впервые получены данные о формировании знаний по предмету «физическая культура» у детей и подростков с умственной отсталостью на разных этапах школьного обучения;

    - систематизирована информация об особенностях развития двигательных и координационных способностей школьников 8-17 лет с умственной отсталостью, проживающих в условиях дальневосточного муссона;

    - выявлены особенности формирования двигательных действий, составляющих содержание программ по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;

    - определен спектр сопутствующих основному диагнозу заболеваний и дефектов развития учащихся исследуемой нозологической группы (8-17 лет), проживающих в Приморском крае.

    Теоретическая значимость заключается в дополнении теории адаптивной физической культуры и специальной педагогики новыми знаниями о закономерностях управления качеством образования по физической культуре в специальном учреждении, демонстрации путей его повышения на основе научного обоснования модели управления и методологических принципов контроля качества образования по физической культуре.

    Практическая значимостьисследования заключается в обосновании технологии комплексного контроля качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида:

    - разработаны и экспериментально обоснованы диагностические карты анализа учебно-воспитательного процесса и внутренних факторов обеспечения качества образования по физической культуре и технология их применения, учитывающие специфику образовательного учреждения VIII вида, которые позволяют осуществлять сбор данных по важным образовательным аспектам на региональном и местном уровнях.

    Объективизация контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре дала возможность внедрить в систему специального образования детей с умственной отсталостью новые подходы к оценке их учебных достижений:

    - экспериментально обоснована технология педагогического наблюдения за процессом формирования двигательных действий учащихся исследуемой нозологической группы;

    - разработана технология оценки развития двигательных и координационных способностей у учащихся 8-17 лет с умственной отсталостью;

    - обоснованы тесты для оценки знаний учащихся с умственной отсталостью по предмету «физическая культура».

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Управление качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида основывается на процессном подходе, современных концепциях управления качеством, траекторном описании постановки проблемы, актуализации функции контроля.

    2. Реализация модели управления качеством образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, учитывающей взаимосвязь внешних условий, внутренних факторов его обеспечения в образовательном учреждении и уровень организации учебно-воспитательного процесса, объективизация совокупности методов и технологий контроля, а также адекватная оценка результирующих показателей позволяют обеспечить повышение качества.

    3. Обоснование наиболее значимых закономерностей осуществления контроля качества образования по физической культуре должно базироваться на современной идеологии в области управления качеством, общесистемных принципах управления качеством и содержать следующую иерархию принципов: осознание необходимости, соответствие требованиям, непрерывность, комплексность, адресность, постоянное совершенствование.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация материалов диссертации была осуществлена на заседании кафедры теоретических основ физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет». Результаты исследования внедрены в практику работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Приморского и Хабаровского краев, Омской и Томской областей, Республики Беларусь. Основные теоретические положения ис­следования были представлены автором на четырех региональных, десяти всероссийских и двух международных конференциях. Основные результаты исследования нашли отражение в монографии, учебном пособии для студентов, обучающихся по специальности 032102.65, в методических рекомендациях для специалистов органов управления образованием, руководителей специальных учреждений и педагогов, в журнальных статьях и статьях в сборниках научных трудов. Опубликована 61 печатная работа.

    Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется их всесто­ронним и многоаспектным обоснованием на базе современных философ­ских, общенаучных, экономических и педагоги­ческих концепций; многообразием и адекватностью общенаучных логических и эмпирических методов исследования его задачам; достаточной продолжительностью и большим количеством участников опытно-экспериментальной части исследования; всесторонним анализом полученных результатов.

    Конкретное личное участие автора в получении научных результатов заключается в определении ключевой идеи исследования, ее методологическом оформлении, непосредственном проведении, организации и руководстве экспериментальной частью работы, анализе и интерпретации полученных результатов. Автором сформулирован методологический аппарат исследования, подготовлен текст диссертации.

    Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, 18 приложений и 6 актов внедрения результатов научно-исследовательской работы в практику. Основной текст изложен на 325 страницах, содержит 42 рисунка и 11 таблиц. Список литературы включает в себя 370 наименований, из них 38 - на иностранных языках.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

    В этой главе представлены исходные теоретические концепции, сущность, виды и функции управления. Дан гуманитарный, естественно-научный и социально-экономический контекст исследуемого феномена, выделено проблемное поле для экстраполяции современных концепций управления качеством в педагогическое пространство специального образования. В этой части исследования последовательно изложена иерархия основных понятий и функций управления качеством образования, представлены виды и принципы контроля с точки зрения общей педагогики и теории физической культуры. Продемонстрирована степень изученности факторов, оказывающих влияние на качество образования по физической культуре, и показателей, характеризующих его результат.

    Междисциплинарный анализ управления и проблема оценки качества образования с точки зрения теории управления

    Управление образованием является отраслью социального управления и, хотя общие теоретические основы научного управления образованием были заложены еще в трудах Н.И. Пирогова (1910), Н.Ф. Бунакова (1953), Н.А. Корфа (1873), К.Д. Ушинского (1974), лишь во второй половине 80-х гг. ХХ в. наблюдается переход к разработке основ школоведения на основе теории социального управления (Т.И. Шамова, 1982; Е.С. Березняк, 1983; М.И. Кондаков, 1984; Э.Г. Костяшкин, 1984; Ю.К. Конаржевский, 1986; Ю.В. Васильев, 1985, 1989, 1990 и др.). В работах этих ученых использовались результаты исследований в области управления социальными системами. В настоящее время в теории управления образованием выделяют три основных и наиболее общих подхода: функциональный (процессный) представлен в работах Т.И. Шамовой (1982), Л.А. Йовайша (1983), Ю.А. Конаржевского (1986), В.А. Якунина (1988), А.И. Китова (1990), В.С. Лазарева (1993), М.М. Поташника (1993), В.И. Зверева (2000), П.И. Третьякова (2003), А.А. Орлова (2004); системный освещен в трудах С.И. Архангельского (1974, 1976, 1980), В.П. Беспалько (1995, 1999) и др.; ситуационный – в работах Г. Кунца, О'Доннелл, 1981; Р. Питерса, Т. Уотермена, 1986; Ю.Ю. Екатеринославского, 1988; М.Х. Мексона, М. Альберта, Ф.М. Хедоури, 1992 и др. Кроме обозначенных выше, существуют также антропологический и синергетический подходы.

    Проблема управления образованием в контексте обеспечения его высокого качества является сложной и, можно сказать, вечной. Государственный стандарт РФ ГОСТ ИСО 9000-2001 (2003) определил качество как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Установленным является такое требование, которое определено, например, в документе. Кроме того, требования могут также выдвигаться различными заинтересованными сторонами. По К.А. Абульхановой-Славской (2004), качество образования имеет два аспекта: 1) соответствие стандартам или спецификации; 2) соответствие запросам потребителя.

    В образовании в качестве стандартов выступают образовательные как стандарты содержания образования и конечного достигнутого выпускниками результата. Этот аспект качества образования достаточно изучен в педагогической литературе (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, 1980; Н.В. Кузьмина,­ 1980, 1993; В.В. Власенко,­ 1981; А.П. Беляева,­ 1983; В.А. Якунин, ­1983, 1988; П.Я. Гальперин, 1985; К.А. Абльуханова-Славская,­ 1995 и др). При этом в области специального образования наблюдается ситуация, когда управление качеством образования осуществляется в условиях отсутствия соответствующих нормативных документов, то есть до сих пор не ясно, какой именно спецификации должно соответствовать качество образования вообще и качество образования по физической культуре, в частности. Соответствие качества запросам потребителей является ключевой позицией классической теории управления, вместе с тем данный аспект качества образования освещен в научной педагогической литературе крайне слабо. Что касается обеспечения качества образования по физической культуре учащихся с умственной отсталостью, эти вопросы вовсе не представлены в научной литературе.

    Внутренние факторы обеспечения качества образования

    Поскольку очевидной является связь между образовательным уровнем педагога и достигнутыми результатами его учеников, а отсутствие спортивного оборудования и инвентаря значительно осложняет процесс образования по физической культуре, мы относим уровень материально-технического и кадрового обеспечения процесса образования к внутренним (на уровне образовательного учреждения) факторам его обеспечения.

    К.А. Абульханова-Славская (2004) пишет, что качество труда учителя, его профессиональное и личностное развитие оказывают влияние на качество образования. При этом различные стороны личности учителя, особенности его деятель­ности, вопросы контроля профессионального и личностного развития педагога являются предметом исследований целого ряда специалистов (Ф.Н. Гоноболина, 1975; В.Н. Козиева, 1980; С.В. Васьковской, 1987; В.И. Андреева, 2000; К.М. Левитана, 1994; Г.Д. Бабушкина, 1990 и др.). Однако дальнейшей научной проработки требуют вопросы создания специальных диагностических методик для оценки профессиональных и личностных качеств педагогов, работающих с имеющими нарушения здоровья детьми, так как не вызывает сомнений, что такие качества, как чуткость, терпеливость, уравновешенность, чувство такта и т. п. (В.Г. Петрова, 1998), должны быть у них более «гипертрофированно» выражены. Но имеющиеся сегодня методики не позволяют оценить, в необходимой ли мере присущи эти качества педагогу специального учреждения.

    Что касается такого показателя, как материально-техническое оснащение учебного процесса, то при всей очевидности его влияния на качество образования по физической культуре вопросы материально-технического обеспечения адаптивной физической культуры как таковые стали разрабатываться в связи с развитием этой области науки совсем недавно и представлены сегодня немногочисленными работами (С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев, 2000, Т.Н. Симакова, 2005 и др.), что с очевидностью требует их дальнейшей научной проработки.

    Результирующие показатели качества образования

    по физической культуре

    Поскольку качество само по себе не может быть конечным результатом, а лишь выявляет степень соответствия конечного продукта (его характеристик) или услуги стандарту (установленным требованиям), то в этой части работы изложена степень разработанности вопросов контроля качества результатов образования по физической культуре. Представлены имеющиеся в научной литературе данные по особенностям развития всех видов двигательных и координационных способностей у учащихся с умственной отсталостью. Рассмотрены различные варианты «шкал оценки» (И.Ю. Горская, 2000), «таблиц для оценки…» (Н.В. Астафьев, 1996) и др. уровня развития различных видов способностей школьников, показано, что как критерий качества образования по физической культуре уровень развития двигательных и координационных способностей школьников с умственной отсталостью в современной научной литературе не рассматривается.

    Описаны вопросы формирования двигательных умений и навыков у детей с умственной отсталостью, которыми ученые занимались уже в начале XX в. (Э. Сеген, 1903; Ж. Демоор, 1904) и продолжают заниматься в XXI в. (В.М. Мозговой, 2005 и др.), показано отсутствие работ, касающихся объективизации методов оценки степени овладения учащимися двигательными действиями, составляющими основное содержание образовательных программ по физической культуре.

    Продемонстрировано, что в теории адаптивной физической культуры, образно говоря, наблюдается научно-методический вакуум в вопросе формирования знаний по предмету «физическая культура» учащихся исследуемой нозологической группы: не проработаны подходы к их оценке, отсутствуют педагогические тесты, позволяющие объективно измерить уровень знаний учащихся с умственной отсталостью по предмету «физическая культура» (хотя в программах для специальных (коррекционных) учреждений (2001-2003 гг.) прописаны требования к знаниям). Обосновано, что данный показатель как критерий качества образования по физической культуре еще не разработан.

    Таким образом, из этой части работы становится очевидным, что с точки зрения общей теории физической культуры, качество образования в основном соотносится с физической подготовленностью ребенка как показателем совокупного развития его двигательных и координационных способностей. В общей и специальной педагогике как основной показатель качества образования школьников расцениваются знания учащихся. С точки зрения государственных органов управления образованием, которые декларируют свое отношение к данному вопросу в соответствующих нормативных документах, критерием качества образования является освоение перечня двигательных умений и навыков, обозначенных в образовательных программах. Общество же справедливо соотносит качество образования по физической культуре с состоянием здоровья учащихся, показателями которого являются: физическое развитие, состояние функциональных систем организма, количество и тяжесть соматических заболеваний и дефектов развития у школьников, поскольку ухудшение этих показателей снижает возможность успешной социальной адаптации и еще более ограничивает круг доступных профессий для людей с умственной отсталостью. Однако следует учитывать, что ни один из рассмотренных показателей нельзя считать единственным критерием качества образования по физической культуре по той простой причине, что все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а следовательно, должны рассматриваться в совокупности.

    ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА

    В этой части работы представлен генезис подходов к оценке качества, даны этапы развития и особенности каждой из базовых систем управления качеством, показан принцип формирования критерия эффективности управления. Рассмотрены подходы к управлению качеством образования в общеобразовательной школе. Проведены моделирование, экстраполяция, теоретическое обоснование и визуализация разработанной модели управления качеством, представлена многоуровневая модель результирующих показателей качества образования по физической культуре в специальном учреждении, показано значение функции контроля.

    Классические системы и современные концепции управления качеством

    Историографы управления качеством отмечают, что первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана Грозного, более широкое внедрение стандартизации в производство было положено Петром I, со времен правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. По мере усиления конкуренции стало формироваться противоречие между внутренними и внешними целями изготовителя; указанное противоречие, как известно, с течением времени решилось в пользу потребителя. Развитие систем управления качеством – это непрерывный процесс. Этапы их развития характеризуют последовательно разработанные модели А. Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Дж.М. Джурана, У.Э. Деминга, названные по именам их авторов.

    Рис. 1. Изменение подходов к управлению качеством


    Здесь необходимо оттенить следующее. Подходы к управлению качеством образования в общеобразовательной школе, представленные в рамках системного и ситуационного подходов, ориентированы на результат, а не на процесс. Вместе с тем, нельзя не заметить, что в промышленности, которая, как известно, является родоначальницей использования методов управления качеством, ориентация на управление качеством конечного результата (проекта или продукта), бытовавшая еще в 20-х годах XX века, сегодня признана устаревшей (рис.1).

    Современная идеология управления качеством представлена концепцией Total quality management (TQM) – тотальное (или всеобщее) управление качеством – и определяется как управление, охватывающее всю организацию. Такое управление предполагает постоянное улучшение деятельности организации с учетом требований всех заинтересованных сторон, при этом в качестве основополагающих принципов выделяются следующие: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный и системный подходы; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах, и т. д. Но необходимо обратить внимание на то, что не все принципы TQM можно переносить на систему специального образования в их первоначальном виде.

    Концепция TQM исходит из того, что сегодня в условиях высокой конкуренции управлять организацией – значит управлять ее будущим. В основу управления качеством при этом положены следующие принципиальные заключения: управление организацией – есть управление ее будущим, управление будущим – это управление конкурентоспособностью, управление конкурентоспособностью есть управление качеством. В конечном итоге управление организацией – это и есть управление качеством.

    Модель управления качеством образования

    по физической культуре в специальном учреждении

    Междисциплинарный анализ литературы и научной периодики, относящейся к исследуемой проблеме, позволил заключить, что современными учеными (М.М. Поташник, 1997; К.А. Абульханова-Славская, 2004; В.А. Качалов, 2001) выделяется широкий спектр условий, располагаемых в различной, часто противоречивой иерархии, от которых зависит качество образования. Поэтому в этой части исследования для получения дополнительной информации по вопросу выделения и ранжирования множества факторов, оказывающих влияние на качество образования по физической культуре, общенаучные логические методы были дополнены нами эмпирическим методом - групповых экспертных оценок. Специально отобранными экспертами был проведен интуитивно-логический анализ проблемы с количественной оценкой своих суждений. В качестве проблемных экспертов выступили шесть специалистов, по роду своей профессиональной деятельности имеющие самое непосредственное отношение к системе специального образования, чей профессионализм в данном вопросе не вызывает сомнений. Обработка результатов проводилась путем расчета коэффициента конкордации Кендалла. В результате мы увидели как подтверждение положений разработанной нами модели, так и невысокую степень согласованности мнений экспертов (коэффициент конкордации составил 0,587).

    Традиционно модель определяется как естественный или искусственный, материальный или идеальный заменитель объекта, который имеет с ним общие свойства (В.Н. Селуянов, 2001). Построение модели возможно путем выделения в реальном объекте более мелких элементов. Объектный принцип анализа элементов и их взаимосвязи позволяет в полной мере реализовать принцип «белого ящика», при этом внутренняя структура «белого ящика» должна быть исчерпывающе ясна. Если же внутренняя структура объекта не известна, но ясны входные и выходные данные, используют термин «черный ящик» (В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков, И.П. Космина, 2001). Далее нами было применено траекторное описание теоретического материала, которое позволило формализовать постановку проблемы исследования. Г.С. Поспелов, В.А. Ириков (1979) отмечают, что каждая проблема характеризуется некоторым постоянным набором результирующих показателей (Р1, Р2,…Рm), которые объективно отражают ее состояние в любой момент времени t. Таким образом, проблему обычно представляют в виде кортежа:

    П = < О, Р, Ро, Р*>,

    где П – проблема;

    О – объект исследования;

    Р – результирующий показатель, характеризующий состояние О;

    Ро и Р* – исходное и желаемое состояние О соответственно.

    Математически постановка проблемы имеет вид:

    П = [Ро - Р*],

    где Ро = (Ро 1, Ро 2,…Ро s) – фактическое (исходное) состояние О;

    Р* = (Р*1, Р*2, …Р* s) – желаемое состояние О.

    В первой главе работы мы наглядно показали, что решить проблему – значит ликвидировать расхождение между желаемым (Р*) и фактическим (Ро) состоянием О. Достичь этого можно лишь при условии, что состояние О зависит от управляемых факторов. Используя причинно-следственную связь между состоянием О (Р) и факторами, влияющими на это состояние (по В.И. Франчуку, 1991), мы представили модель нашего объекта исследования в виде «черного ящика»: на входе – потенциально управляемые (у1, у2,…уm) и неуправляемые (х1, х2, … хn) факторы, а на выходе – результирующие показатели (Р1, Р2, … Р3), определяемые устройством «черного ящика». Благодаря такой модели поставленная проблема была представлена в виде конкретных задач управления, решаемых с помощью соответствующих методов. При этом нами был выделен вектор управляемых, неуправляемых факторов (на уровне региональной системы образования) и результирующих показателей качества.

    Общий вид разработанной нами модели (рис. 2) представлен в форме спирали, что является указанием на экстраполяцию (лат.. extra – сверх, polio – выправляю – логико-методологическая процедура переноса) модели Эттингера-Ситтига, показывающей цикличность процесса управления, и модели Джурана, которая отражает непрерывное формирование и улучшение качества. Поскольку процесс управления качеством образования по физической культуре – это повторяющиеся циклы с тенденцией к повышению качества после окончания каждого из успешно завершенных жизненных циклов образовательной услуги, в процессе которого последовательно реализуются все функции управления, нами также сделан акцент на «сквозном» использовании функции контроля. Кроме того, вид спирали наиболее полно отражает процессный подход, поскольку в своих последних стандартах Международная организация по стандартизации рекомендует внедрять новые методы управления качеством, основанные на процессном подходе. При этом декларируется, что любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Исходя из этого, управление качеством образования по физической культуре мы склонны рассматривать в контексте процессного подхода, то есть как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных и взаимосвязанных видов деятельности, направленных на физическое совершенствование учащихся. Если рассматривать качество с точки зрения его сущности как целого, то оно состоит из отдельных взаимосвязанных элементов и процессов и зависит от качества каждого из рассмотренных внешних условий и внутренних факторов.

    Внутренние факторы


    Рис. 2. Модель управления качеством образования по физической культуре:

    - учебно-воспитательный процесс по физической культуре

    в течение жизненного цикла образовательной услуги;

    - вектор качества; - функция контроля

    К внутренним факторам обеспечения качества образования по физической культуре в учреждении мы относим: уровень материально-технического и кадрового обеспечения процесса. Перечисленные факторы служат «основой (базой) качества». Положительное влияние такой основы отображено в виде вектора качества. Под воздействием адекватного управления, на основе объективной системы контроля качество процесса (учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы) будет повышаться.

    При этом мы склонны думать, что некоторые из внешних условий относятся к т. н. «неуправляемым» (во всяком случае на уровне отдельно взятой региональной образовательной системы), потому что находятся в сильной зависимости от состояния основ системы физического воспитания. К числу неуправляемых внешних условий мы склонны относить качество управления образованием на разных уровнях, поскольку оно зависит от законодательной основы, регламентирующей деятельность органов управления образованием, а также состояние здоровья поступающих в первый класс детей, поскольку на него оказывают влияние и общая заболеваемость населения, и среднее число врачей, и жилищные условия и т. п., то есть многочисленные социально-экономические и экологические условия жизни населения страны. К числу потенциально управляемых внешних условий мы относим систему подготовки и переподготовки педагогических кадров (в данном случае по специальности 032102.65), учебно-методическое обеспечение процесса, развитие адаптивного спорта, а именно Специального Олимпийского Движения, так как эти условия могут быть созданы на уровне региональной образовательной системы. Разработанная модель, по нашему убеждению, обладает широкими возможностями и может применяться в области управления качеством образования по физической культуре не только в образовательных учреждениях VIII вида.

    В теории социального управления его эффективность оценивается по тому, насколько удается достичь поставленной цели. Во многих случаях цели могут быть выражены количественно. Количественные показатели, характеризующие цели, служат для оценки степени приближения к ним в результате проведения тех или иных мероприятий. Такие показатели, называемые результирующими, являются основой формирования критерия эффективности управления (В.И. Франчук, 2000).

    Основываясь на классификационной схеме единичных, групповых и комплексных показателей, принятой в квалиметрии, мы разработали многоуровневую модель результирующих показателей качества образования по физической культуре в специальном учреждении, основу которой составляют единичные показатели, характеризующие отдельные свойства избранного объекта наблюдения. Обобщенными показателями качества, а значит и в целом показателями эффективности управления выступают образованность по предмету «физическая культура» и общее физическое состояние школьников (определяется В.М. Зациорским (1979), С.А. Душаниным (1980) как совокупность морфологических и функциональных свойств организма, а также состояние опорно-двигательного аппарата), поскольку эти показатели интегрируют в себе как различные стороны их подготовленности, так и состояние функциональных систем организма и спектр сопутствующих основному диагнозу заболеваний и дефектов развития. Таким образом, уровень развития двигательных и координационных способностей школьников, высокое овладение техникой двигательных умений и навыков, прочные знания, с одной стороны, и оптимальное состояние функциональных систем организма и минимальное количество сопутствующих основному диагнозу заболеваний и дефектов развития, с другой, являются теми результирующими показателями, которые свидетельствуют о качестве процесса образования в данной области как с точки зрения производителей, так и с точки зрения потребителей образовательных услуг. А поскольку они достаточно «тугоподвижны», указанного результата можно достичь только при наличии хорошо организованного учебно-воспитательного процесса по физической культуре, проводимого в течение всего жизненного цикла образовательной услуги, то и само качество этого процесса должно постоянно подвергаться контролю с целью получения объективной информации о его ходе и внесения по мере необходимости своевременных корректив. Кроме того, известно, что качество самого контроля за процессом предоставления образовательных услуг и качество контроля результатов их предоставления оказывают несомненное влияние на качество образования. Таким образом, очевидно, что проблема качества образования тесно связана с реализацией функции контроля – одной из основных в управлении.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА

    Структурная группировка материала этой части диссертационной работы представлена как последовательное изложение обоснования технологии и методов работы с диагностическими материалами (разработанными нами картами анализа, формами, тестами, шкалами, протоколами и т. д.) и последующее обсуждение данных, полученных в ходе их использования. Здесь показаны результаты контроля внутренних факторов обеспечения качества, уровень организации процесса образования по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида Приморского края. Обсуждаются закономерности развития и формирования различных сторон подготовленности школьников, представлена технология контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре.

    Разработка и апробация технологии контроля внутренних факторов обеспечения качества образования по физической культуре

    В качестве средства контроля материально-технического обеспечения процесса образования по физической культуре в специальной школе VIII вида нами была разработана и апробирована диагностическая карта его анализа (самоанализа), учитывающая кроме наличия спортивного оборудования и инвентаря для основных разделов образовательной программы по предмету «физическая культура» специфические потребности людей с умственной отсталостью. В результате было выявлено, что наиболее обеспеченным является раздел “Спортивные и подвижные игры”: так, спортивным инвентарем для раздела “Волейбол” учреждения в среднем обеспечены на 75,8%, “Баскетбол” – на 59%, “Футбол” – на 52% и “Подвижные игры” - на 52,2%. Далее идут разделы “Гимнастика” (48,8%) и “Легкая атлетика” (47,9%). Значительно менее обеспечены зимние виды: ”Коньки” (34%) и “Лыжная подготовка” (18,8%). 38,8% инвентаря и оборудования имеется для обеспечения занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам; 5,9% - для направленной коррекции двигательных нарушений.

    В связи с тем, что процесс физического воспитания школьников с умственной отсталостью имеет некоторые особенности, связанные со значительным отличием учащихся по состоянию здоровья, психоневрологическому статусу, актуальным вопросом представляется дальнейшая разработка единой базовой Номенклатуры спортивного инвентаря, оборудования и технических средств для проведения качественного учебного процесса, так как помимо стандартного инвентаря необходим дополнительный специфический инвентарь, который может использоваться для формирования и коррекции нарушенных движений с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

    С целью изучения профессиональной и личностной деятельности учителей физической культуры, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, нами было проведено исследование с помощью комплексной методики, описанной в работах А.А. Деркача, А.А. Исаева (1981), В.Г. Тютюкова (2002). В результате обработки полученных данных удалось выявить, что наименьшие средние баллы были получены педагогами по уровню развития гностических способностей (4,3), равное количество баллов было получено за развитие проектировочных и организаторских умений (4,4), далее идут конструктивные (4,4), коммуникативные (4,5) способности, направленность личности (4,5), и наивысшие баллы получены за уровень развития двигательных педагогических умений (4,6). Поскольку формирование одних профессиональных качеств происходит быстрее, других – медленнее, оценивание необходимо проводить с учетом продолжительности педагогического стажа. В результате было получено следующее: наиболее низкие показатели по уровню развития всех видов умений у учителей со стажем работы 3–7 лет, наиболее высокие по большинству исследуемых показателей – у специалистов, стаж работы которых 10–13 лет, они уступают специалистам со стажем 20–26 лет только в развитии гностических умений и специалистам со стажем работы в специальном учреждении VIII вида более 26 лет – в развитии конструктивных умений.

    Наиболее объективно относятся к себе учителя со стажем работы 20–26 лет, так как их мнение полностью совпадает с мнением коллег и руководства. Явно заниженную самооценку демонстрируют специалисты со стажем педагогической деятельности более 26 лет и 3–7 лет. Специалистов со стажем 10–13 лет руководители оценивают выше, чем коллеги и они сами. В результате анализа корреляционных связей между показателями самооценки и оценки деятельности педагогов было установлено наличие сильной положительной связи между самооценкой и оценкой со стороны коллег (r = +0,963 при Р = <0,05). Недостоверной оказалась взаимосвязь показателей самооценки и оценки деятельности со стороны руководства (r = +0,855 при Р = >0,05), что является, по нашему мнению, вполне естественным.

    Думаем, что дальнейшая разработка и результаты применения специальных диагностических методик для оценки профессиональных качеств педагогов, работающих в специальном образовании, могут помочь как руководителям образовательных учреждений, так и методистам, специалистам системы повышения квалификации; дадут необходимую информацию для определения направления развития педагога и адекватного управления его дальнейшим профессиональным продвижением.

    Разработка и апробация технологии контроля организации процесса образования по физической культуре

    Оценка уровня организации процесса образования по физической культуре в специальном учреждении должна проводиться на основе результатов комплексного контроля следующих основных блоков: 1) учебная работа – оценка организации и методики проведения урока (серии уроков) по физической культуре; 2) спортивно-массовая работа – организация внеурочных занятий физической культурой; 3) физкультурно-оздоровительная работа – организация и проведение малых форм физкультурно-оздоровительной работы, занятия для детей, имеющих сопутствующие основному диагнозу соматические заболевания и нарушения в развитии и т. п.

    Состояние учебной работы в специальных (коррекционных) учреждениях Приморского края было проанализировано нами на основе данных, полученных в результате проведения непосредственных, открытых дискретных педагогических наблюдений на уроках физической культуры по разделу образовательной программы «Подвижные и спортивные игры», фиксации результатов хронометрирования и пульсометрии. Поскольку методика проведения уроков в специальной школе имеет некоторые отличия, связанные с особенностями контингента учащихся, нами были внесены соответствующие изменения и в опорную схему анализа урока физической культуры. В результате ее использования удалось выявить наличие «проблемных зон» в проведении учебной работы: в частности выяснилось, что в первом блоке (содержание урока, документы планирования) в 100% наблюдаемых случаев отсутствует связь с другими предметами. В четвертом блоке (методика обучения и личность педагога) было установлено, что учителями вообще не применяются технические средства обучения, в некоторых случаях не проводится учет успеваемости. В пятом блоке (реализация задач урока) у учителей возникали сложности с реализацией коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Общая плотность на уроках составляет в среднем 99%. При рассмотрении же отдельных компонентов учебной деятельности оказалось, что соотношение времени, затрачиваемого на отдых, ожидание своей очереди выполнения движений и вспомогательные действия имеют практически линейную зависимость от ступени образования. Так, в младших классах времени, затрачиваемого на данные компоненты, больше, чем в старших. Показатели ЧСС находятся в рекомендованных для учащихся с умственной отсталостью пределах у всех обследованных школьников 1–9-х классов, вместе с тем надо заметить, что они не успевают восстановиться до исходного уровня к концу урока в среднем на 6 уд./мин.

    Состояние спортивно-массовой работы в специальных учреждениях Приморья было проанализировано на основе данных, полученных в результате самоанализа, проведенного по специально разработанной нами диагностической карте. Так, наиболее популярны во внеклассной работе игровые виды: футбол – в 44,4% учреждений; волейбол и баскетбол развивается в 27,7% и 27,4% учреждений соответственно, пионербол – в 16,6% учреждений. Спортивные секции по ритмической гимнастке есть в 27,4% учреждений, по легкой атлетике – в 16,6%, по ОФП – лишь в 11,1%. Вовсе отсутствуют секции по зимним видам спорта. Выявлены наиболее и наименее успешные учреждения Приморского края по этому разделу работы.

    Использование разработанной карты анализа позволяет получить самую разнообразную информацию, отражающую состояние данного направления работы. Несомненным преимуществом ее является предъявление и использование количественной, а не качественной (описательной) информации, которой в настоящее время пользуются органы управления образованием при формировании годовых отчетов образовательных учреждений.

    Результаты анализа организации физкультурно-оздоровительной работы в При-морье, полученные на основании самоанализа деятельности учреждений VIII вида по разработанной нами форме, позволили получить сведения об общем количестве учащихся с умственной отсталостью, нуждающихся в занятиях в специально организованных медицинских группах, и детей, вследствие того или иного заболевания полностью освобожденных от занятий физической культурой. По нашим данным, их число значительно возрастает ко 2, 5 и 8-му классу. Применение разработанной карты позволило уточнить уровень организации физкультурно-оздоровительного направления в учреждениях края, выявить недостающие звенья в его организации, что позволило дать необходимые рекомендации, способствующие росту уровня квалификации учителей физической культуры специальных (коррекционных) учреждений края через прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и других форм образования педагогов. Хотелось бы отметить, однако, что хотя проблема соматического здоровья детей с легкой степенью умственной отсталости находится в поле зрения отечественных ученых достаточно давно и к настоящему времени уже выполнен глубокий анализ имеющейся у них соматической патологии, содержание занятий ЛФК, обозначенных Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065), все еще является научной проблемой, требующей решения.

    Разработка и апробация методов и технологии контроля результирующих показателей качества образования по физической культуре

    Контроль двигательных и координационных способностей

    Разработке технологии контроля уровня развития двигательных и координационных способностей школьников с умственной отсталостью предшествовало целостное (для всего школьного возраста) и комплексное (по большому ко

    Просмотров: 197 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2016 | Конструктор сайтов - uCoz