Данное пособие предполагает вариативное использование материала в зависимости от учебного плана конкретного образовательного учреждения.
В пособии представлены планы уроков по физической культуре, разработанные в соответствии с государственной программой Министерства образования РФ для 10 классов средней общеобразовательной школы. Автор пособия делится своим опытом проведения занятий. Материал уроков содержит описание общеукрепляющих упражнений, подвижных игр и др. Предлагаемые разнообразные физические комплексы позволят организовать и провести уроки содержательно, избежать монотонности, повысить эффективность, а также пробудить интерес девушек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Предназначено учителям физкультуры старших классов; может быть полезно студентам, слушателям ИПК и ФПК.
Задачи физического воспитания учащихся 10 классов
Задачи физического воспитания учащихся 10 классов направлены на:
– содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
– формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
– расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
– дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
– формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
– закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
– формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
– дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях, на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12–15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 ґ 2,5 м с 10–12 м (девушки) и 15–25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 ґ 1 м с 10 м (девушки) и с 15–20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (см. с. 5, табл. 1), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
1
Базовая часть
58(87)
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Спортивные игры
14(21)
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
12(18)
1.4
Легкая атлетика
14(21)
1.5
Лыжная подготовка
12(18)
1.6
Элементы единоборств
6(9)
1.7
Плавание
2
Вариативная часть
10(15)
2.1
Связанный с региональными и национальными особенностями
4(6)
2.2
По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта
4(6)
Условные обозначения
ТБ – техника безопасности
ЧСС – частота сердечных сокращений
КУГ – комплекс утренней гимнастики
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ОФП – общефизическая подготовка
и. п. – исходное положение
о. с. – основная стойка
с/р – с разбега
с/м – с места
б/мяч – баскетбольный мяч
в/мяч – волейбольный мяч
м/мяч – малый мяч
н/мяч – набивной мяч
ф/мяч – футбольный мяч
г/козел – гимнастический козел
г/конь – гимнастический конь
г/п – гимнастическая палка
п/мостик – подкидной мостик
* В скобках указано количество уроков при трехразовых занятиях в неделю.