Четверг, 25.04.2024, 03:06

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 30 » Моу дод авторская учебная программа по физическо
    08:27
     

    Моу дод авторская учебная программа по физическо

    «Утверждаю» «Согласовано»

    Директор МОУ СОШ № на заседании ГМС

    ________________/__________/ __________________________

    «_____»__________________2010г. «_______»_____________ 2010г.


    МОУ ДОД

    АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «БАДМИНТОН»

    (РАЗДЕЛ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ)

    ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 -9 КЛАССОВ МОУ Г.О. ОРЕХОВО- ЗУЕВО


    Составители: Иванова Т.С., тренер МОУ ДОД ДЮСШ УО,

    Русина Н.Е., тренер ДЮСШ «Спартак-Орехово»


    2010 г.


    Пояснительная записка


    В соответствии с Комплексной программой физического воспитания (1-11 классы) авт. В.И. Лях, А.А.Зданевич (сб. Программы общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2007 г.), по которой работают учителя физической культуры всех ОУ г.о. Орехово-Зуево, и Базисным учебным планом (2004 г.) на преподавание предмета отводится 68 часов (двухразовые занятия в неделю) или 102 часа (трехразовые занятия в неделю). Вариативная часть программы составляет 18 (27 часов), соответственно. Часы вариативной части обычно распределяются по выбору учителя, учащихся, образовательного учреждения. Данная программа предлагает время вариативной части направить на изучение в разделе «Спортивные игры» базовой программы техники и тактики игры в «Бадминтон», так как:


    • занятия бадминтоном способствуют повышению двигательной активности, развитию быстроты, ловкости, гибкости, глазомера, быстроты реакции, выдержки, а также специальных спортивно-технических навыков;

    • оборудование не требует больших материальных затрат, в бадминтон можно играть везде;

    • отсутствуют возрастные ограничения;

    • игра в бадминтон – не только вид спорта, но и один из вариантов полноценного семейного досуга.

    Выбор данного вида спорта определяется также:

    - его популярностью в городе (в 2011 году в связи с 45 – летием освоения данного вида спорта будет проводиться международный турнир);

    - результатами, достигнутыми на соревнования различного уровня (призовые места на чемпионатах Европы, победители чемпионатов России, большое количество мастеров спорта).

    Цели программы:

    - обновление содержания преподавания предмета «Физическая культура» посредством включения новых видов спорта;

    - создание условий для организации оздоровительного процесса, сохранение и укрепление здоровья учащихся;

    - достижение оптимального уровня физического развития учащихся;

    - установка на активное приобщение учащихся к физической культуре и спорту;

    - развитие двигательной активности;

    - создание базы для дальнейшего развития данного вида спорта и повышения результатов.

    Задачи программы:

    Образовательные

    - обучение учащихся навыкам игры в бадминтон;

    - расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями игры «бадминтон» и использование их в качестве средств укрепления здоровья;

    - повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и совершенствование соревновательного опыта;

    - привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции

    воспитательные

    - воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

    - привитие интереса к спортивной игре «Бадминтон»

    развивающие

    - развивать физические качества: «быстрота», «ловкость», «гибкость», глазомер, быстроту реакции;

    - развивать специальные спортивно-технические навыки.

    Содержание программы соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

    Данная программа является авторской и составлена на основе специальной литературы по бадминтону (см. список литературы) и методического пособия по организации занятий по данному виду спорта.

    Программа рассчитана на 1 год обучения школьников в возрасте 11-15 лет.

    Программа состоит из трех разделов:

    основы знаний (теоретические знания);

    общефизическая и специальная подготовка;

    техника и тактика игры в бадминтон.

    Формы занятий: комбинированный урок, урок-соревнование, учебно-тренировочная игра.

    В процессе изучения программы используются следующие формы контроля: текущий (тестирование) и итоговый (школьные, межшкольные соревнования; товарищеские встречи). По результатам контроля выставляется оценка.

    Ожидаемый результат

    В результате реализации программы учащиеся должны

    знать:

    - основные правила игры;

    - специальную терминологию (название технических приемов и тактических действий игры в бадмитон);

    - приемы взаимодействия с партнерами;

    - гигиенические требования к месту занятий, инвентарю, одежде;

    владеть основными действиями и приемами игры в бадминтон;

    взаимодействовать с партнерами в игровой и соревновательной деятельности;

    активно участвовать во внутришкольных и городских соревнованиях.

    Содержание программы




    Основы знаний

    Личная гигиена школьника. Режим дня. Реакция организма на различные физические нагрузки. Роль обязательных занятий физической культурой и спортом в жизни человека. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь.

    Общефизическая и специальная подготовка

    Основными задачами общей и специальной физической подготовки игрока в бадминтоне являются:

    • приобретение элементарных умений в выполнении физических упражнений;

    • всестороннее гармоническое физическое развитие, связанное с совершенствованием таких жизненно необходимых навыков, как: умение хорошо и правильно бегать, прыгать, метать, плавать, ходить на лыжах;

    • полное овладение техникой ударов по волану;

    • практическое решение существующих тактических задач,

    • творческая разработка и решение новых тактических замыслов;

    • освоение новых движений различной координации средствами игры в бадминтон и совершенствование специальных физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, необходимых для игры в бадминтон.

    С целью решения перечисленных задач с успехом могут быть использованы все имеющиеся средства и методы физического воспитания.

    Специальную физическую подготовку следует проводить исходя из конкретных условий, упражнения и комплексы подбирать применительно к особенностям игры, полета волана и связанных с этим перемещений на площадке. В первую очередь следует развивать гибкость – это важнейшее условие для успешного развития остальных специфических качеств юного бадминтониста, выполнять упражнения для увеличения подвижности плечевого пояса, суставов ног, гибкости туловища.

    Техника и тактика игры в бадминтон

    Правильное перемещение по площадке. Обучение различным способам хватов ракетки. Имитация упражнений без ракетки и без волана; с ракеткой и без волана; с ракеткой и подвесным воланом. Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах. Жонглирование воланом. Обучение подаче. Обучение ударам. Обучение замаху при ударах. Наблюдение за воланом и за противником во время игры. Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2–3 удара.


    Тематическое планирование обучения навыкам игры в бадминтон на уроках физической культуры

    (20 часов, при 2-х уроках в неделю)

    1 триместр

    Урок №1 (15)

    Инструктаж по ОТ при обучении игры в бадминтон.

    Изучение способов хвата ракетки.

    Урок №2 (16)

    Изучение основных стоек на подаче, приёме подачи.

    Урок №3(17)

    Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением.

    Урок №4(18)

    Изучение техники передвижения на площадке с ракеткой, без ракетки.

    Урок №5 (19)

    Ознакомление учащихся с размерами площадки основными линиями площадки.

    Урок №6(20)

    Ознакомление учащихся с основными типами подачам в бадминтоне (высоко­далёкая подача, короткая подача, плоская подача).

    2 триместр


    Урок №7 (21)

    Обучение техники выполнения высоко-далёкой подачи.

    Урок №8 (22)

    Обучение технике выполнения короткой, плоской подачи.

    3 триместр


    Урок №9 (43)

    Обучение навыкам приёма подачи.

    Урок №10 (44)

    Совершенствование техники выполнения подачи у стены, на площадке, в парах.

    Урок №11 (45)

    Ознакомление учащихся с основными ударами в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной ракетки, удары справа, слева).

    Урок №12 (46)

    Обучение технике выполнения высоко-далёкого удара.

    Урок №13 (47)

    Обучение техники выполнения атакующего удара (смеша).

    Урок№14 (48)

    Обучение техники выполнения укороченного удара.

    Урок №15 (63)

    Обучение техники выполнения откидки от сетки (приём укороченного удара).

    Урок №16 (64)

    Плоский удар. Ознакомление с техникой выполнения плоского удара.

    Урок №17 (65)

    Обучение учащихся техники выполнения ударов справа, слева.

    Урок №18 (66)

    Ознакомление учащихся с правилами игры на счёт.

    Урок №19 (67)

    Закрепление правил игры на счёт.

    Урок №20 (68)

    Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков.


    Тематическое планирование обучения навыкам игры в бадминтон на уроках физической культуры

    (27 часов, при 3-х уроках в неделю)

    1 триместр


    Урок №1 (15)

    Инструктаж по ОТ при обучении игры в бадминтон.

    Изучение способов хвата ракетки.

    Урок №2 (16)

    Изучение основных стоек на подаче, приёме подачи.

    Урок №3(17)

    Жонглирование воланом на различной высоте с перемещением.

    Урок №4(18)

    Изучение техники передвижения на площадке с ракеткой, без ракетки.

    Урок №5 (19)

    Ознакомление учащихся с размерами площадки основными линиями площадки.

    Урок №6(20)

    Ознакомление учащихся с основными типами подачам в бадминтоне (высоко­далёкая подача, короткая подача, плоская подача).

    2 триместр


    Урок№7(21)

    Обучение технике выполнения высоко-далёкой подачи

    Урок №8 (22)

    Обучение технике выполнения короткой плоской подачи

    Урок №9 (23)

    Обучение технике приёма подачи.

    Урок№10 (24)

    Совершенствование техники выполнения подачи у стены, в парах, на площадке.

    Урок№11 (25)

    Ознакомление учащихся с основными ударами в бадминтоне (удары сверху открытой и закрытой стороной ракетки удары справа, слева).

    Урок №12 (26)

    Обучение технике выполнения высоко-далёкого удара.

    Урок №13 (27)

    Обучение технике выполнения атакующего удара (смеша).

    Урок №14(28)

    Обучение технике выполнения укороченного удара.

    Урок №15(29)

    Обучение технике выполнения откидки от сетки (приём укороченного удара).


    3 триместр


    Урок №16 (63)

    Плоский удар. Ознакомление с техникой выполнения плоского удара.

    Урок №17 (64)

    Обучение учащихся технике выполнения удара справа, слева.

    Урок №18 (65)

    Ознакомление учащихся с сеточными ударами (подставка, откидка, удар по диагонали).

    Урок №19 (66)

    Подставка. Обучение учащихся технике выполнения подставки.

    Урок №20 (67)

    Обучение учащихся технике выполнения откидки от сетки.

    Урок№21 (68)

    Обучение технике выполнения удара по диагонали открытой и закрытой стороной ракетки.

    Урок №22 (97)

    Совершенствование техники выполнения смеша.

    Урок №23 (98)

    Ознакомление с техникой выполнения приёма смеша.

    Урок №24 (99)

    Ознакомление учащихся с правилами игры на счёт.

    Урок №25 (100)

    Закрепление правил игры на счёт.

    Урок №26 (101)

    Проведение одиночных встреч до 5, 11, 21 очков.

    Урок №27 (102)

    Проведение мини-турнира (одиночные встречи до 5 очков).


    ЛИТЕРАТУРА

    1.Штильман М.И., Рыбаков Д. Н. "Основы спортивного бадминтона", изд-во "Физкультура и спорт", Москва 1978г.

    1. Лившиц В.Я. "Бадминтон для всех", изд-во "Физкультура и спорт". Москва 1978г.

    2. Горячев А. П., Ивашин А. А. "Примерная программа для ДЮСШ", изд-во "Советский спорт", Москва 2010г.

    4.Лившиц В., Галицкий А. Бадминтон-М, ФиС, 1976.

    5. Марков Д.М. Бадминтон- 1986.

    6. Бадминтон. Правила соревнований. – 2003г.

    7. Рыбаков Д., Штильман М. Основы спортивного бадминтона. – М., ФиС,1982.


    Практический материал прилагается.


    Приложение

    Уроки бадминтона

    Держание волана


    Держание волана при выполнении различных упражнений, в частности подач, может быть произвольным, но лучше это делать так, как показано на рис. 1.



    Рис. 1. Держание волана

    Как правильно держать ракетку


    Правше необходимо взять ракетку левой рукой за стержень и держать ее так, чтобы плоскость обода была перпендикулярна полу, а кисть правой руки положить на струны (рис. 2, а); затем следует перемещать ее вдоль стержня к ручке, пока ребро ладони не упрется в утолщение на конце ручки. После этого нужно мягко обхватить ручку (рис. 2, б, в).



    Рис. 2. Хват ракетки

    Большой палец должен лежать слева-сбоку по диагонали вдоль ручки, которая находится на одном уровне с ребром ладони. Между большим и указательным пальцами образуется угол, напоминающий букву Y, мизинец лежит у самого края ручки, остальные пальцы свободно располагаются по всей ручке. Левша выполняет то же самое другой рукой.

    Первый способ проверить, правильно ли вы держите ракетку, – слегка постучать ребром обода о пол, как будто забиваете гвоздь легким молоточком. Если хватка правильная, то разворачивать кисть не придется.

    Второй способ: вытяните руку с ракеткой перед собой так, чтобы обод был в вертикальной плоскости. Если вы держите ракетку правильно, плоскость должна проходить почти точно через вершину угла, образованного большим и указательным пальцами. Этот способ хвата ракетки – основной и универсальный.

    Возможные ошибки

    • Дети разворачивают ракетку в руке против часовой стрелки;

    • держат ракетку слишком близко к стержню или обхватывают ладонью конец ручки;

    • держат ракетку или слишком крепко, или, наоборот, слишком слабо. Ее нужно держать, как птичку: с одной стороны, крепко, чтобы она не вылетела, а с другой – не дать ей задохнуться.

    Подача


    При начальном обучении подаче целесообразно использовать высокую (рис. 3, а) и низкую подачу (рис. 3, в). Подачу из высокой стойки лучше применять в парной игре (рис. 3, б). Основной способ подачи в бадминтоне – справа: тогда волан свободно выпускается из пальцев навстречу движению ракетки – волан в левой руке, ракетка в правой, левая нога немного выставлена вперед. Ракетка сначала отводится кистью назад, а затем резко выносится вперед.

    Можно тренироваться в подаче, выполняя ее не только через сетку, но и в стену с расстояния 2,5–3 м, как показано на рис. 4.

    Игровая стойка бадминтониста


    Стойка игрока является исходным положением перед выполнением всех ударов. Различают три вида стоек: высокую, среднюю и низкую (рис. 5, а, б, в).





    Рис. 3. Техника подачи в бадминтоне



    Рис. 4. Тренировка подачи у стены



    Рис. 5. Игровая стойка бадминтониста

    Высокую игровую стойку, называемую часто основной игровой стойкой, чаще всего используют во время игры (рис. 5, а). Ноги слегка согнуты, плечи параллельно сетке, туловище немного наклонено вперед. Перед выходом на удар проекцию центра тяжести тела переносят на переднюю часть стопы – так легче и быстрее начать движение.

    В средней (защитной) стойке ноги согнуты в коленях несколько больше, чем при высокой, тяжесть тела приходится на всю стопу или на ее переднюю часть (рис. 5, б) и используется для отражения нападающего удара противника. Однако игрок, принявший такое положение, будет затрачивать больше времени для выхода на удар.

    К низкой стойке обычно прибегают в парной игре – чаще всего спортсмены, находящиеся у сетки, что позволяет им более активно отражать удары (рис. 5, в).

    При обучении необходимо следить за тем, чтобы все удары выполнялись с места, не отрывая ног от опоры.

    Специальные упражнения бадминтониста


    Упражнения в беге

    1. Бег на носках со сменой способов передвижения.

    2. Бег приставными шагами левым и правым боком, выполняя поочередно по 4 приставных шага каждым боком.

    3. Бег со сменой направления через каждые 5–10 м.

    4. Бег с различными видами прыжков через скакалку.

    5. Два беговых шага с выпадом на третьем – 2 раза; затем приставные шаги поочередно левым, правым боком по 4 шага – 4 серии; затем бег спиной вперед – 6 шагов.

    Упражнения с ракеткой и воланом

    1. Жонглирование открытой стороной ракетки.

    2. Жонглирование закрытой стороной ракетки.

    3. Жонглирование открытой и закрытой сторонами ракетки.

    4. Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше.

    5. Высокое жонглирование, каждый раз посылая волан вверх как можно выше, с выполнением от 1 до 3 круговых вращений левой рукой в плечевом суставе в различных вариантах или приседания с касанием свободной рукой пола каждый раз после удара по волану.

    6. Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки за спиной.

    7. Жонглирование воланом, ударяя по нему открытой стороной ракетки между ногами.

    8. Жонглирование в парах, применяя удары из-за спины и между ногами.

    9. Жонглирование воланом, поочередно ударяя ракеткой за спиной и между ногами.

    10. Игра в парах двумя и тремя воланами.

    Возможные ошибки

    • Неправильный хват ракетки;

    • ракетка находится на уровне головы и выше, а не на уровне пояса;

    • слишком высоко поднят локоть;

    • движения ракеткой выполняются очень быстро;

    • игрок не перемещается по площадке, чтобы удобнее расположиться по отношению к волану;

    • жонглирование выполняется на одном месте;

    • у игрока отсутствует чувство расстояния до волана.

    Упражнения с теннисным мячом

    1. Броски теннисного мяча в парах, постепенно увеличивая силу броска и сокращая дистанцию – от 12 до 7 м.
    2. Броски теннисного мяча в сторону от партнера на 1,5–2 м с последующей ловлей одной рукой.
    3. Броски двух теннисных мячей поочередно, постепенно уменьшая интервалы между первым и вторым броском.
    4. Броски двух теннисных мячей в разные стороны, но не дальше 1–1,5 м от партнера, с указанием и без указания сторон.

    При выполнении этих упражнений необходимо внимательно наблюдать за действиями партнера, за летящим мячом, продумывая ответные действия.

    Развитие физических качеств у бадминтониста


    Упражнения для развития гибкости

    Упражнения для развития гибкости у бадминтониста представлены на рис. 6.



    Рис. 6. Упражнения для развития гибкости

    1. Наклоны туловища вперед, выводя руки за спину вверх.
    2. Повороты туловища в наклоне.
    3. Наклоны вперед и назад.
    4. Коснуться носков из положения лежа.
    5. Махи руками.
    6. Прогибы туловища назад, стоя у шведской стенки.
    7–8. Повороты с вращением и сгибанием кистей. То же с мячом.
    9–10. Упражнения на сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине и на животе.
    11–12. Вращения в тазобедренном суставе и вращения туловищем.
    13. Наклоны туловища в стороны.
    14. Пружинистые приседания в выпаде.
    15. Выпрыгивания вверх из приседа.
    16. Прыжки с поворотами.

    Упражнения для развития силы

    Упражнения без отягощений

    На рис. 7 представлены простейшие упражнения, которые помогут укрепить мышцы рук бадминтониста без использования отягощений.



    Рис. 7. Упражнения для развития мышц рук

    1. Последовательные и разноименные круговые движения руками в различных плоскостях.
    2. Круговые движения руками.
    3. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе.
    4. Различные движения в лучезапястном суставе с ракеткой.

    Упражнения с отягощениями

    В качестве отягощения можно использовать гантели весом 1–2 кг или булавы весом 200–500 г (см. рис. 8).



    Рис. 8. Упражнения с отягощением

    1. Круговые движения во всех плоскостях.
    2. Поочередные круговые движения каждой рукой.
    3. Круговые движения кистью и движения по «восьмерке».
    4. Круговые движения и движения локтевого сустава по «восьмерке».

    Упражнения для развития быстроты

    1. Имитация техники ударов слева.
    2. Имитация техники высоких ударов от сетки с выпадом вперед и возвращение в основную стойку (см. рис. 9).

    Возможные ошибки

    • Неправильный хват ракетки;

    • ученик смотрит на сетку, а не на волан;

    • ученик не находится в игровой стойке до удара или не возвращается в игровую стойку после удара;

    • ученик неправильно выполняет выпад вперед.



    Рис. 9. Упражнение для развития быстроты

    Советы начинающим


    1. Не сжимайте крепко рукоятку ракетки – держите ее естественно, свободно, но достаточно плотно.

    2. Не меняйте способы хвата ракетки – держите ее одним наиболее удобным для себя способом.

    3. На первых этапах обучения не спешите отбивать волан: благодаря равномерно замедленному полету его можно успеть отразить вовремя, следовательно, более точно. Все внимание обращайте на точность ударов по волану, посылая его в заданном направлении и сопровождая взглядом траекторию движения головки волана.

    4. С начала обучения вырабатывайте у себя привычку смотреть на волан, сопровождая его взглядом как в полете, так и в момент встречи его ракеткой. Это позволит выработать точность удара.

    5. В начале обучения обращайте больше внимания на выработку правильной стойки и формирование умения передвигаться по площадке.

    6. Выполняя подачу, не спешите – сосредоточьтесь, правильно выберите вид подачи и проверьте готовность соперника к приему.

    7. При разучивании того или иного удара предварительно отработайте его путем многократного повторения без волана, т.е. имитации техники удара.

    8. Не отчаивайтесь, если у вас не получается какой-нибудь удар: необходимо проявить выдержку. Многократным повторением можно добиться уверенного и точного выполнения любого удара.
    Просмотров: 899 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz