Вторник, 16.04.2024, 09:09

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 27 » Примерная программа по физической культуре пояс�
    07:31
     

    Примерная программа по физической культуре пояс�





    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

    ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


    Пояснительная записка

    Общая характеристика учебного предмета

    Общая характеристика учебного предмета

    Предметом обучения физической культуре в начальной

    школе является двигательная деятельность человека с обще

    развивающей направленностью. В процессе овладения этой

    деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физи

    ческие качества, осваиваются определенные двигательные

    действия, активно развиваются мышление, творчество и са

    мостоятельность.

    Учитывая эти особенности, целью примерной программы

    по физической культуре является формирование у учащихся

    начальной школы основ здорового образа жизни, развитие

    творческой самостоятельности посредством освоения двига

    тельной деятельности. Реализация данной цели связана с ре

    шением следующих образовательных задач:

    # укрепление здоровья школьников посредством развития

    физических качеств и повышения функциональных возмож

    ностей жизнеобеспечивающих систем организма;

    # совершенствование жизненно важных навыков и умений

    посредством обучения подвижным играм, физическим упраж

    нениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

    # формирование общих представлений о физической куль

    туре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здо

    ровья, физическом развитии и физической подготовленности;

    # развитие интереса к самостоятельным занятиям физичес

    кими упражнениями, подвижным играм, формам активного

    отдыха и досуга;

    # обучение простейшим способам контроля за физической

    нагрузкой, отдельными показателями физического развития и

    физической подготовленности.

    Программа обучения физической культуре направлена на:

    — реализацию принципа вариативности, обосновывающе

    го планирование учебного материала в соответствии с поло

    возрастными особенностями учащихся, материальнотехничес

    81




    кой оснащенностью учебного процесса (спортивный зал,

    спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), регио

    нальными климатическими условиями и видом учебного уч

    реждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

    — реализацию принципа достаточности и сообразности,

    определяющего распределение учебного материала в кон

    струкции основных компонентов двигательной (физкультур

    ной) деятельности, особенностей формирования познаватель

    ной и предметной активности учащихся;

    — соблюдение дидактических правил «от известного к не

    известному» и «от простого к сложному», ориентирующих вы

    бор и планирование учебного содержания в логике поэтапно

    го его освоения, перевода учебных знаний в практические на

    выки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

    — расширение межпредметных связей, ориентирующих

    планирование учебного материала на целостное формирова

    ние мировоззрения учащихся в области физической культуры,

    всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленнос

    ти изучаемых явлений и процессов;

    — усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе

    активного использования школьниками освоенных знаний,

    способов и физических упражнений в физкультурнооздоро

    вительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных заня

    тиях физическими упражнениями.

    Базовым результатом образования в области физической

    культуры в начальной школе является освоение учащимися ос

    нов физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физи

    ческая культура» способствует развитию личностных качеств

    учащихся и является средством формирования у обучающих

    ся универсальных способностей (компетенций). Эти способ

    ности (компетенции) выражаются в метапредметных результа

    тах образовательного процесса и активно проявляются в раз

    нообразных видах деятельности (культуры), выходящих за

    рамки предмета «Физическая культура».

    Универсальными компетенциями учащихся на этапе на

    чального общего образования по физической культуре явля

    ются:

    — умения организовывать собственную деятельность, вы

    бирать и использовать средства для достижения ее цели;

    — умения активно включаться в коллективную деятель

    ность, взаимодействовать со сверстниками в достижении об

    щих целей;

    — умения доносить информацию в доступной, эмоцио

    нальнояркой форме в процессе общения и взаимодействия со

    сверстниками и взрослыми людьми.

    Личностными результатами освоения учащимися содер

    жания программы по физической культуре являются следую

    щие умения:


    82




    — активно включаться в общение и взаимодействие со

    сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,

    взаимопомощи и сопереживания;

    — проявлять положительные качества личности и управлять

    своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и

    условиях;

    — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упор

    ство в достижении поставленных целей;

    — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам,

    находить с ними общий язык и общие интересы.

    Метапредметными результатами освоения учащимися

    содержания программы по физической культуре являются сле

    дующие умения:

    — характеризовать явления (действия и поступки), давать

    им объективную оценку на основе освоенных знаний и име

    ющегося опыта;

    — находить ошибки при выполнении учебных заданий, от

    бирать способы их исправления;

    — общаться и взаимодействовать со сверстниками на

    принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толе

    рантности;

    — обеспечивать защиту и сохранность природы во время

    активного отдыха и занятий физической культурой;

    — организовывать самостоятельную деятельность с учетом

    требований ее безопасности, сохранности инвентаря и обору

    дования, организации места занятий;

    — планировать собственную деятельность, распределять

    нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

    — анализировать и объективно оценивать результаты

    собственного труда, находить возможности и способы их улуч

    шения;

    — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эс

    тетические признаки в движениях и передвижениях человека;

    — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать

    их с эталонными образцами;

    — управлять эмоциями при общении со сверстниками и

    взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассуди

    тельность;

    — технически правильно выполнять двигательные действия

    из базовых видов спорта, использовать их в игровой и сорев

    новательной деятельности.

    Предметными результатами освоения учащимися содер

    жания программы по физической культуре являются следую

    щие умения:

    — планировать занятия физическими упражнениями в ре

    жиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием

    средств физической культуры;

    — излагать факты истории развития физической культуры,


    83




    характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности че

    ловека, связь с трудовой и военной деятельностью;

    — представлять физическую культуру как средство укреп

    ления здоровья, физического развития и физической подго

    товки человека;

    — измерять (познавать) индивидуальные показатели физи

    ческого развития (длину и массу тела), развития основных фи

    зических качеств;

    — оказывать посильную помощь и моральную поддержку

    сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжела

    тельно и уважительно объяснять ошибки и способы их устра

    нения;

    — организовывать и проводить со сверстниками подвиж

    ные игры и элементы соревнований, осуществлять их объек

    тивное судейство;

    — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием,

    соблюдать требования техники безопасности к местам прове

    дения;

    — организовывать и проводить занятия физической куль

    турой с разной целевой направленностью, подбирать для них

    физические упражнения и выполнять их с заданной дозиров

    кой нагрузки;

    — характеризовать физическую нагрузку по показателю

    частоты пульса, регулировать ее напряженность во время за

    нятий по развитию физических качеств;

    — взаимодействовать со сверстниками по правилам прове

    дения подвижных игр и соревнований;

    — в доступной форме объяснять правила (технику) выпол

    нения двигательных действий, анализировать и находить

    ошибки, эффективно их исправлять;

    — подавать строевые команды, вести подсчет при выпол

    нении общеразвивающих упражнений;

    — находить отличительные особенности в выполнении

    двигательного действия разными учениками, выделять отличи

    тельные признаки и элементы;

    — выполнять акробатические и гимнастические комбина

    ции на высоком техничном уровне, характеризовать признаки

    техничного исполнения;

    — выполнять технические действия из базовых видов спор

    та, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

    — выполнять жизненно важные двигательные навыки и

    умения различными способами, в различных изменяющихся,

    вариативных условиях.


    Структура курса

    Структура и содержание учебного предмета задаются в

    предлагаемой программе в конструкции двигательной дея


    84




    тельности с выделением соответствующих учебных разделов:

    «Знания о физической культуре», «Способы двигательной де

    ятельности» и «Физическое совершенствование».

    Содержание раздела «Знания о физической культуре» от

    работано в соответствии с основными направлениями разви

    тия познавательной активности человека: знания о природе

    (медикобиологические основы деятельности); знания о чело

    веке (психологопедагогические основы деятельности); знания

    об обществе (историкосоциологические основы деятельности).

    Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит

    представления о структурной организации предметной дея

    тельности, отражающейся в соответствующих способах органи

    зации, исполнения и контроля.

    Содержание раздела «Физическое совершенствование»

    ориентировано на гармоничное физическое развитие школь

    ников, их всестороннюю физическую подготовленность и

    укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важ

    ные навыки и умения, подвижные игры и двигательные

    действия из видов спорта, а также общеразвивающие упраж

    нения с различной функциональной направленностью.

    Сохраняя определенную традиционность в изложении

    практического материала школьных программ, настоящая

    программа соотносит учебное содержание с содержанием ба

    зовых видов спорта, которые представляются соответствующи

    ми тематическими разделами: «Гимнастика с основами акро

    батики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры»,

    «Лыжные гонки» и «Плавание». При этом каждый тематичес

    кий раздел программы дополнительно включает в себя под

    вижные игры, которые по своему содержанию и направлен

    ности согласуются с соответствующим видом спорта.

    В содержание настоящей программы также входит относи

    тельно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражне

    ния». В данном разделе предлагаемые упражнения распределе

    ны по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруп

    пированы внутри разделов по признакам функционального

    воздействия на развитие основных физических качеств. Такое из

    ложение материала позволяет учителю отбирать физические уп

    ражнения и объединять их в различные комплексы, планировать

    динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии

    основных физических качеств, исходя из половозрастных осо

    бенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений,

    условий проведения различных форм занятий, наличия спортив

    ного инвентаря и оборудования.

    При планировании учебного материала настоящей про

    граммы допускается для бесснежных районов РФ заменять те

    му «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем

    «Гимнастика» и «Подвижные игры». В то же время, в отсут

    ствие реальных возможностей для освоения школьниками


    85




    содержания раздела «Плавание», разрешается заменять его

    содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упраж

    нениями.

    В результате освоения предметного содержания дисципли

    ны «Физическая культура» у учащихся повышается уровень

    физического развития, улучшается состояние здоровья, фор

    мируются общие и специфические учебные умения, способы

    познавательной и предметной деятельности.

    В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы

    основных разделов программы и приводятся характеристики

    деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют

    учителя физической культуры на результаты педагогического

    процесса, которые должны быть получены в конце освоения

    содержания учебного курса.

    В программе освоение учебного материала из практичес

    ких разделов функционально сочетается с освоением знаний

    и способов двигательной деятельности. Среди теоретических

    знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопро

    сы по истории физической культуры и спорта, личной гигие

    не, основам организации и проведения самостоятельных заня

    тий физическими упражнениями.

    В свою очередь, материал по способам двигательной дея

    тельности предусматривает обучение школьников элементарным

    умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и

    физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь

    при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в

    программе с освоением школьниками соответствующего содер

    жания практических и теоретических разделов.

    К формам организации занятий по физической культуре в

    начальной школе относятся разнообразные уроки физической

    культуры, физкультурнооздоровительные мероприятия в ре

    жиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими

    упражнениями.

    Для более качественного освоения предметного содержа

    ния настоящей программы рекомендуется уроки физической

    культуры подразделять на три типа: с образовательнопозна

    вательной, образовательнопредметной и образовательнотре

    нировочной направленностью.

    На уроках с образовательнопознавательной направлен

    ностью учащихся знакомят со способами и правилами органи

    зации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям

    по организации и проведению самостоятельных занятий с ис

    пользованием ранее изученного материала. При освоении зна

    ний и способов деятельности целесообразно использовать

    учебники по физической культуре, особенно те их разделы,

    которые касаются особенностей выполнения самостоятельных

    заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых фи

    зических упражнений.


    86




    Уроки с образовательнопредметной направленностью ис

    пользуются в основном для обучения практическому материа

    лу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр,

    лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также

    осваивают новые знания, но только те, которые касаются пред

    мета обучения (например, название упражнений или описа

    ние техники их выполнения и т. п.).

    Уроки с образовательнотренировочной направленностью

    преимущественно используются для развития физических ка

    честв и решения соответствующих задач в рамках относитель

    но жесткой регламентации динамики физической нагрузки от

    начала урока до окончания его основной части. Помимо це

    ленаправленного развития физических качеств, на уроках с

    образовательнотренировочной направленностью необходимо

    формировать у школьников представления о физической под

    готовке и физических качествах, физической нагрузке и ее

    влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках

    обучают способам регулирования физической нагрузки и спо

    собам контроля над ее величиной (в начальной школе по по

    казателям частоты сердечных сокращений).

    В целом каждый из этих типов уроков физической культу

    ры носит образовательную направленность и по возможности

    включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

    Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки

    должны в последующем закрепляться в системе самостоятель

    ных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и

    гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и

    подвижных играх на переменах и во время прогулок, допол

    нительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность,

    необходимо ориентировать учащихся на использование учеб

    ного материала, не только освоенного ими на уроках физи

    ческой культуры или на уроках по другим учебным предме

    там, но и изложенного в учебниках по физической культуре.

    Путем повышения самостоятельности и познавательной актив

    ности учащихся достигается усиление направленности педаго

    гического процесса на формирование интереса к регулярным

    занятиям физическими упражнениями, приучение к система

    тической заботе о своем теле и здоровье.

    Развитию самостоятельности в младшем школьном возрас

    те хорошо содействует организация спортивных соревнований

    и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в

    основе их содержания используются упражнения, подвижные

    игры, способы деятельности и знания, освоенные школьника

    ми на уроках физической культуры.

    Для полной реализации содержания настоящей програм

    мы по физической культуре руководству школы необходимо

    постоянно укреплять материальнотехническую и учебноспор

    тивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и


    87




    пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно

    проводить спортивные соревнования и показательные выступ

    ления для каждой возрастной группы учащихся.

    По окончании курса «Физическая культура» проводится ат

    тестация учащихся, содержание которой включает в себя учеб

    ные задания, разрабатываемые в соответствии с требования

    ми федерального государственного образовательного стандар

    та общего образования и настоящей примерной программой.


    Содержание курса


    Знания о физической культуре

    Физическая культура. Физическая культура как система

    разнообразных форм занятий физическими упражнениями по

    укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье,

    ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные

    способы передвижения человека.

    Правила предупреждения травматизма во время занятий

    физическими упражнениями: организация мест занятий, под

    бор одежды, обуви и инвентаря.

    Из истории физической культуры. История развития фи

    зической культуры и первых соревнований. Связь физической

    культуры с трудовой и военной деятельностью.

    Физические упражнения. Физические упражнения, их

    влияние на физическое развитие и развитие физических ка

    честв. Физическая подготовка и ее связь с развитием основ

    ных физических качеств. Характеристика основных физических

    качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равно

    весия.

    Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты

    сердечных сокращений.

    Просмотров: 501 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz