Четверг, 25.04.2024, 20:32

Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июль » 23 » Программа
    14:51
     

    Программа

    Программа

    Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
    МОУ СОШ с.Торгалыг Улуг-Хемского кожууна

    Рассмотрено на заседании школьного Утверждено решением педагогического
    Методического совета школы совета МОУ СОШ с.Торгалыг
    От «__»_____________2010г От «___»__________________2010г

    Программа курса
    «Подготовка старшеклассников семейной жизни»
    (для учащихся 10-го класса)
    Автор: Гребенникова И.В. и Т.А.Флоренской

    Торгалыг, 2010г
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
    Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
    Ведущей целью курса “Подготовка старшеклассников семейной жизни” является формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.
    Курс имеет следующую структуру. Во введении характеризуются цели, задачи, содержание и межпредметные связи.
    В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
    Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
    Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения.
    Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
    В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.
    В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы: незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.
    Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками данного курса, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе.
    Задача педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.
    Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией “свободного секса”, перечеркивающей этические нормы семьи. Глубоко интимные, сокровенные вопросы отношения полов могут обсуждаться лишь в доверительном общении матери с дочерью, отца с сыном. Поэтому принципом преподавания курса “Этика и психология семейной жизни” является недопустимость провоцирования у подростков и юношей переживаний сексуального характера. Необходимо бережное отношение к их чувству стыдливости. Подросток и юноша могут переступить через это чувство, но в дальнейшем не исключена возможность и преступления против совести, поскольку стыд и совесть связаны неразрывно.
    Вопреки массовой пропаганде “сексуальной свободы”, в душе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Стремления эти могут быть глубоко запрятаны, “вытеснены” из сознания мнением большинства. Задачей же учителя является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, цинизму, разврату.
    Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
    для учащихся 10-го класса
    №№ разделов Разделы и темы Кол-во
    часов
    10-й класс
    I Семья в свете духовно-нравственых
    и культурных традиций общества
    1. Семья в различных культурах 4
    2. Нравственные нормы брака в христианской культуре 6
    II Личность и семья
    1. Психология личности 4
    2. Роль семьи в воспитании личности 2
    III Особенности межличностных отношений юношества
    1. Психология межличностных отношений 2
    2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек 4
    3. Культура воздержания 2
    4. О товариществе и дружбе 2
    5. Любовь как высшее человеческое чувство 2
    IV Брак и семья
    1. Что такое готовность к браку 2
    2. Здоровье супругов и будущего потомства 4
    3. Семья и ее функции 2
    4. Особенности молодой семьи 2
    Всего 38
    11-й класс
    V Основные ценности семьи
    1. Нравственный климат семьи 4
    2. Воспитание трудом 2
    3. Семейный досуг 4
    4. Потребности и бюджет семьи 4
    5. Эстетика быта 4
    6. Причины и последствия разлада семейных отношений 6
    VI Семья и дети
    1. Незаменимость семьи в воспитании детей 4
    2. Эгоизм детей 6
    3. Типичные недостатки семейного воспитания 4
    Всего 38

    10-й КЛАСС
    ВВЕДЕНИЕ
    Содержание, цели и задачи курса “Подготовка старшеклассников семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
    СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ
    И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА

    1. Семья в различных культурах.
    Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.
    2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
    Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья — “малая Церковь”, глава которой — муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.
    Народные традиции русской православной семьи.
    Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
    ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ

    1. Психология личности.
    Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.
    Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.
    Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.
    Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.
    2. Роль семьи в воспитании личности.
    Важнейшая задача семьи -формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
    Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
    ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
    ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА

    1. Психология межличностных отношений.
    Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
    Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
    Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
    2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
    Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность
    и т. д.
    Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.
    Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
    Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.
    Девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
    3. Культура воздержания.
    Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.
    Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.
    Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.
    4. О товариществе и дружбе.
    Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ — человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
    Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
    Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
    5. Любовь как высшее человеческое чувство.
    Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.
    Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
    Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.
    Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости.
    Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
    Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
    Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
    БРАК И СЕМЬЯ

    1. Что такое готовность к браку.
    Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
    Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
    2. Здоровье супругов и будущего потомства.
    Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
    3. Семья и ее функции.
    Основная функция семьи — продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.

    4. Особенности молодой семьи.
    Супружество — новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
    Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
    Распределение обязанностей, планирование дел в семье.
    Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )
    Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
    Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия — начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
    Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.
    11-й КЛАСС
    РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
    ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

    1. Нравственный климат семьи.
    Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец — духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи.
    Жена — незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Жена — хранительница домашнего очага.
    Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, и воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.
    Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.
    2. Воспитание трудом.
    Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых — основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда.
    Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пиши, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках и т. д. ). Совместный труд супругов и детей — залог благоприятного семейного климата.
    3. Семейный досуг.
    Гостеприимство. Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные прогулки и поездки. Путешествия по памятным местам истории и культуры. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов.
    Строгая избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне. Опасность пристрастия к азартным и компьютерным играм.
    4. Потребности и бюджет семьи.
    Психология потребностей человека. Разумные потребности и псевдопотребности. Разрастание потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения. Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.
    Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.
    Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.
    5. Эстетика быта.
    Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.
    Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Народная песня в семье.
    Рок-музыка. Ее разрушительное воздействие на психику: растормаживание сексуальных и агрессивных инстинктов, потеря самоконтроля, снижение умственной деятельности, способности к сосредоточению; наркотизирующее влияние на организм. Манипулирование личностью и толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом сознания).
    6. Причины и последствия разлада семейных отношений.
    Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях сдерживаться, избегать “ярлыков” и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности и страдания. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям.
    Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.
    РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
    СЕМЬЯ И ДЕТИ

    1. Незаменимость семьи в воспитании детей.
    Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей (режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по самообслуживанию, домашний труд, забота о ближних, домашнее чтение).
    Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Руководство в отношении детей с внешним миром: помощь в установлении взаимоотношений со взрослыми; в соблюдении правил поведения в общественных местах; воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание любви к природе и заботливого отношения к живым существам.
    Специфика семейного воспитания: влияние на детей личного примера и авторитета родителей. Индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность. Слово в воспитании.
    2. Эгоизм детей.
    Психологическая природа эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. Поощрение и наказание, их воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний. Послушание страха и послушание доверия.
    Привлечение детей к уходу за младшими братьями, сестрами и их воспитанию как способ предупреждения эгоизма, формирования самостоятельности, ответственности и готовности к будущей семейной жизни.
    3. Типичные недостатки семейного воспитания.
    Дефицит любви. Отсутствие согласия в деле воспитания. Проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Несправедливость и жестокость наказаний. Ложные формы проявления любви. Дефицит и однообразие общения с детьми. Редкое использование игр и других форм совместных развивающих занятий. Отсутствие и недостаточность трудового воспитания. Чрезмерное морализирование. Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей. Подавление воли, активности ребенка. Невнимание к индивидуальности ребенка, его духовному развитию.
    Список литературы для учителя:
    1. Афанасьева Т.М. «Семья», Москва «Просвещение», 1988г
    2. Азаров Ю.Р. «Семейная педагогика», М 1985г
    3. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» М, 1968г
    4. Бойко В.В. «Ты стал отцом»
    5. Журнал «Семья и школа»

    Список литературы для учащихся:

    1. Афанасьева Т.М. «Семья», Москва «Просвещение», 1988г
    2. Журнал «Семья и школа»

    Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
    МОУ СОШ с.Торгалыг Улуг-Хемского кожууна

    Рассмотрено на заседании школьного Утверждено решением педагогического
    методического совета школы совета МОУ СОШ с.Торгалыг
    «___»_____________2010г. «___»______________2010г.

    Программа элективного курса
    «Основы налоговой грамотности»
    (для учащихся 9-го класса)
    Автор: С.А.Пепеляева

    Учитель: Часкал-оол А.А.

    Торгалыг, 2010г
    Пояснительная записка
    Учебный элективный курс для учащихся 9 класса «Основы налоговой грамотности» направлен на формирование сознательного и позитивного отношения к системе налогообложения, проявляющегося как в потенциальной готовности платить налоги, так и в уважении к налоговым служащим, поэтому ведущими функциями этого курса являются воспитательная и развивающая.
    В данном курсе учитывается, что ведущая деятельность учащихся юношеского возраста, которая определяется положительную мотивацию к обучению в старших классах – учебно-профессиональная, причем в данном возрасте старшеклассники проявляют избирательный интерес к учебным предметам – к тем, к которым у них есть склонность или к предметам, связанным с их будущей трудовой деятельностью. Учебная деятельность в школе выступает для них в качестве средства для успешного поступления в учебное заведение среднего или высшего профессионального образования.
    Курс рассчитан на 17 часов; материал элективного курса не повторяет базовый курс, а дополняет его.

    Основная цель – формировать у учащихся положительное отношение к налогообложению, готовности платить налоги и уважение к налоговым служащим.

    Задачи курса:
    1. Образовательная – обобщить имеющиеся знания о государстве, формировать знания о государственных финансах, бюджете, налоге и его значении.
    2. Развивающая – развивать долгосрочную, ассоциативную память, умение точно формулировать свою мысль, творческое, аналитическое мышление, умение формулировать вопросы и слушать собеседника, совершенствовать навык обобщать и конкретизировать учебную информацию, развивать наблюдательность, формулировать познавательный интерес и целостное восприятие учебного курса.
    3. Воспитательная — формировать позитивное, положительное отношение к предмету «Основы налоговой грамотности», чувство собственной компетенции, убежденность в необходимости знаний о системе налогообложения для любого гражданина. Формировать интерес учащихся к профессиональной деятельности сотрудников налоговых органов, уважение к их труду через опору на рефлексию, побудить школьников к выбору профессиональной деятельности.
    4. Повышение познавательной активности учащихся, решение задач гуманитарности, патриотизма и нравственного воспитания, осуществление межпредметной связи.

    Методы и формы работы на занятиях:
    1. Дискуссия
    2. Деловая игра
    3. Проблемные методы.
    Формы контроля:
    1. Зачет
    2. Тестовые задания.
    Примерные виды заданий для учащихся
    Текущая проверка знаний:
    1. Терминологический диктант
    2. Работа в группах
    3. При характеристике понятий школьникам предлагается привести примеры из собственной жизни.
    Задания для итоговой проверки знаний:
    1. Реклама о налогах. Каждая группа придумывает свой вариант рекламы о налогах.
    2. Тестовые задания.
    3. Составление кроссвордов по темам.

    Тематическое содержание курса

    Тема 1. Государство и финансы.
    1. Почему любое государство взимает с граждан и фирм налоги.
    2. Что такое государственные финансы.
    3. Что самое трудное в составлении и исполнении государственного бюджета.
    4. Какая бывает налоговая справедливость.
    Тема 2. Налоговые органы и требования, предъявляемые к их кадровому составу.
    1. Что такое налоговые органы.
    2. Как устроена система Министерства РФ по налогам и сборам, и каковы функции центрального аппарата подчиненных ему налоговых органов.
    3. Каков правовой статус лиц, работающих налоговых органов.
    Тема 3. Профессионализм налогового служащего.
    1. Что такое профессия и должность..
    2. Как ориентироваться в мире профессий.
    3. Какими профессиональными качествами должен обладать налоговый служащий.
    4. Какие должности могут занимать служащие налоговой инспекции.
    Тема 4. Налог на прибыль.
    1. Что такое налог на прибыль.
    2. Чем определяется его ведущее место в налоговой системе любой страны.
    3. Какие ставки налога на прибыль, и какие факторы существуют в России.
    4. Что такое валовая прибыль, и какие факторы влияют на ее рост.
    5. Какие предприятия имеют льготу по уплате налога на прибыль и почему.
    Тема 5. Налог на добавленную стоимость.
    1. Что такое продукт прошлого труда и добавочный продукт.
    2. Что включает в себя понятие «добавленная стоимость».
    3. Из чего складывается НДС и в чем причина его популярности.
    4. Кто разрабатывает правила и исчисления НДС.
    5. Какие предприятия и частные предприниматели освобождаются от уплаты НДС.
    6. Как взимается НДС в зарубежных странах.
    Тема 6. Налог на имущество.
    1. Кто является плательщиком налога на имущество.
    2. Какое имущество на территории России облагается налогом.
    3. Кто исчисляет налог на имущество.
    4. Куда поступают налоги на имущество физических лиц.
    5. Кто полностью освобожден от уплаты налогов на имущество.
    6. Как исчисляется налоги на строения, помещения, сооружения.
    7. Каким образом взимается налог на транспортное средство.
    8. Как исчисляется и уплачивается налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, кто и как оценивает такое имущество.
    Тема 7. Плата за землю.
    1. Что такое земельный налог.
    2. Какие земли подлежат обложению этим налогом.
    3. Кто пользуется льготами по оплате за землю.
    4. Как устанавливается арендная плата за землю.
    5. Какие земли не подлежат налогообложению.
    Тема 8. Права и обязанности налогоплательщика.
    1. Какие права предоставлены налогоплательщику.
    2. В чем состоит его главная обязанность.
    3. Что такое налоговый кредит.
    4. Что такое отсрочка платежа и кому она предоставляется.
    Тема 9. Налоговое бремя: можно ли его уменьшить.
    1. Почему государству опасно устанавливать слишком высокие налоги.
    2. В какой стране мира налоги самые высокие.
    3. Каким принципам должны отвечать «хорошие» налоги.
    4. Что такое «теневая» экономика.
    5. Кто забирает налоги, не доставшиеся государству.
    Тема 10. Налоговые системы зарубежных стран.
    1. Какую долю в ВВП занимают налоговые поступления в разных странах.
    2. В чем суть налоговой политики, проводимой в настоящее время в странах с развитой экономикой.
    3. Каковы особенности налоговой политики в США и Франции.
    Тема 11. Что такое налоговая полиция.
    1. Когда и для каких целей создана налоговая полиция в России.
    2.Кого относят к неплательщикам налогов.
    3. Каковы основные задачи налоговой полиции.
    Тема 12. Структура налоговой полиции.
    1. Какие звенья составляют систему федеральных органов налоговой полиции.
    2. Какова структура руководящих органов ФСНП.
    3. В чем состоят права и обязанности налоговой полиции.
    4. Взаимодействие налоговой службы и налоговой полиции.
    5. Способы уклонения от налогов службы и налоговой полиции.
    6. Налоговые преступления.
    Тема 13. Службы налоговой полиции за рубежом.
    1. Как работает служба налоговых расследований в США.
    2. Почему престижно служить в Финансовой гвардии Италии.
    Тема 14. Выгодно ли платить налоги.
    1. Когда родилось налоговое планирование.
    2. Всегда ли прав налоговый чиновник, говоря, что налогов надо платить как можно больше.
    3. Что такое налоговое планирование, и какое оно бывает.
    Тема 15. Налогообложение малого бизнеса.
    1. Что такое малый бизнес, и зачем он нужен государству.
    2. Каковы преимущества малого предпринимательства.
    3. Какие налоги платят субъекты малого предпринимательства.
    Тема 16. Защита прав налогоплательщика.
    1. Почему права налогоплательщика приходится защищать.
    2. Кто обязан соблюдать права налогоплательщика.
    3. Как налогоплательщик может защищать свои права.
    Календарно-тематический план

    № Тема урока Кол-во час. Форма занятия Прием и методы организации УВП Тематическое оснащение
    дидактич. материалов Дата
    1. Государство и финансы. 1 Урок Игра и беседа Учебник
    2. Налоговые органы и требования, предъявляемые к их кадровому составу. 1 Урок-экскурсия Создание проблемной ситуации, игра, беседа Учебник
    3. Профессионализм налогового служащего. 1 Урок Работа в группах Схема, секундомер
    4. Налог на прибыль. 1 Урок Беседа, творч. работа уч-ся Схема,
    карточки
    5. Налог на добавленную стоимость. 1 Урок Беседа-обсуждение Схема,
    бумага, фломастер
    6. Налог на имущество. 1 Урок Игра Учебник
    7. Плата за землю. 1 Урок Беседа Иллюстрации
    8. Права и обязанности налогоплательщика. 1 Урок Термин. диктант Карточки
    9. Налоговое бремя: можно ли его уменьшить. 1 Урок Проблемная ситуация, сам.работа в группах Карточки, учебник
    10. Налоговые системы зарубежных стран. 1 Урок Работа в группах Учебник, схема
    11. Что такое налоговая полиция? 1 Урок Проблемная беседа Схема
    12. Структура налоговой полиции. 1 Урок Мозговой штурм Схема
    13. Службы налоговой полиции за рубежом. 1 Урок
    14. Выгодно ли платить налоги? 1 Урок Разные методы Учебник, доп. мат. уч-ся
    15. Налогообложение малого бизнеса. 1 Урок Беседа, игра Схема,
    карточки
    16. Защита прав налогоплательщика. 1 Урок Таблица
    17. Обобщение материала. 1 Зачет Карточки

    Списки тем рефератов
    1. Фискальный характер российской налоговой системы.
    2. Совершенствование налоговой системы России.
    3. Налог на прибыль.
    4. Налог на имущество.
    5. Плата за землю.
    6. Права и обязанности налогоплательщика.
    7. Налог на добавленную стоимость.
    8. Льготное налогообложение малых предприятий.
    9. Основы налогового права.
    10. Структура налоговой полиции.

    Реализация целей курса предполагает:
    - получение обучающимися основ знаний по налоговой грамотности и активное участие в производственной, культурной, экономической и общественной жизни государства;
    - формирование у учащихся положительного отношения к налогообложению, интереса к профессиональной деятельности сотрудников налоговых органов, уважение к их труду, готовности платить налоги, убежденность в необходимости знаний о системе налогообложения для любого гражданина;
    - создание благоприятных условий для умственного, нравственного, патриотического, эмоционального и физического развития личности;
    - адаптация обучающихся к быстрым социальным и экономическим изменениям государства, формирование мобильности обучающихся, готовых активно влиять на условия достижения, как общественного прогресса, так и личного успеха.
    Курс «Основы налоговой грамотности» связан со следующими предметами: история России, история зарубежных стран, обществознание, математика.
    Курс завершается рефератом, творческой работой.

    Методические рекомендации к организации занятий по программе.
    Занятия проводятся с учетом возраста воспитанников, которым в доступной форме педагог показывает, что налоги — плата за возможность жить в благоустроенном государстве и пользоваться общественными благами (безопасностью, поддержкой больных, защитой от преступников и т. д.). Занятия представляют себе хорошие возможности для расширения кругозора детей, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики и права.
    Задача педагога сделать так, чтобы дети сами пришли к мысли о необходимости существования налогов. Простые и доступные примеры постепенно подводят воспитанников к выводу о собственной заинтересованности в аккуратной и своевременной уплате налогов всеми гражданами страны. Именно поэтому примерно половину курса основ налоговой грамотности занимает расширение представлений воспитанников о государстве, его функциях.
    Непосредственно работу с учебным пособием авторов В.А. Рубе, Е.С. Шабельника «Зачем нужны налоги» следует предварить небольшой беседой с ребятами. Она может занять как целое занятие, так и его часть в зависимости от уровня подготовки детей и времени, которым располагает учитель. В ходе беседы нужно выяснить, что известно ученикам о налогах вообще и в нашей стране в частности, нужны ли они и если да, то зачем, на что идут собранные государством средства. Интересно узнать, что думают ребята о времени появления налогов. Полученные ответы помогут учителю сформулировать цель занятий в данном объединении дополнительного образования применительно к уровню развития детей. Необходимо подчеркнуть, что неправильное представление людей о налогах очень опасно для благополучия государства и его граждан. А почему это так – ребята узнают после обсуждения на занятиях соответствующих тем.
    Большое значение уделяется на занятиях играм, при проведении которых возникают ситуации, требующие от детей правильных и нравственных решений и действий.
    Педагогу необходимо находить время для разговора с воспитанниками об основах безопасности жизнедеятельности, внешнем облике, здоровом образе жизни, правилах дорожного движения.
    Работа с родителями – важное условие успешного воспитания детей. Педагог должен привлекать родителей, работающих в налоговой инспекции, в таможне к мероприятиям, способствующим их совместной деятельности.

    Список литературы для учителей
    1. Антонов В.В. Изучение основ налоговой грамотности в начальной школе: Пособие для учителя, М., «Вита – Пресс», 2000.
    2. Основы налогового права: Уч.-метод. пособие. С.Пепеляева. – М., 1999.
    3. Налоги и налоговое право. Уч.пособие. А.В.Брызгалина. – М.,1997.
    4. Налоги. Налоги в рыночной экономике. Уч.пособие. Д.Г.Черника. – М.,1997.
    5. История финансовой мысли и политики налогов. В.М.Пушкарева. – М.,1999.
    6. Налоговые системы зарубежных стран. В.Г.Князева. – М., 2000.
    7. Рубе В.А, Шабельник Е.С. Зачем нужны налоги: Учебное пособие для начальной школы, М., «Вита – Пресс», 1999.

    Список литературы для учащихся
    1. Аганбегян А.Г., Москвин Д.Д. Что? Где? Почему? (школьникам об экономике), М. «Просвещение», 2001.
    2. Балашов Б.В., Соколов О.В. Краткий экономический словарь школьника, М., «Просвещение», 1993.
    3. Энциклопедический словарь юного историка, М., «Педагогика – Пресс», 1999.
    4. Кушин М.А., Шимолин В.И. Экономика без секретов: Книга для учащихся Минск, «Народная аскета», 1998.

    Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
    МОУ СОШ с. Торгалыг Улуг-Хемского кожууна

    Рассмотрено на заседании школьного Утверждено решением педагогического методического совета школы совета МОУ СОШ с. Торгалыг
    « » _____________2010г. « » ______________2010г.

    Программа
    элективного курса:
    «Дизайн костюма»
    (для учащихся 9 класса)
    Автор: Дудникова Г. П.

    Учитель: Монгул-оол Н.С.

    Торгалыг 2010.

    Пояснительная записка
    Дизайн-сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Дизайнер стремится сделать окружающие предметы не массовым их потреблением, профессия дизайнера становится только технически целесообразными, но и удобными, красивыми.
    В связи с развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым их потреблением, профессия дизайнера становится очень востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности является дизайн одежды — искусство создания костюма как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения. Поэтому тема программы «Дизайн костюма»- актуальна для старшеклассников, которые осознают, что «создание костюма -это целая наука»
    Новизна программы «Дизайн костюма» заключается в интегрировании знаний и умений учащихся по технологии обработки ткани изобразительному искусству и создания благоприятных условий для творческой самореализации личности учащегося.
    Содержание программы «Дизайн костюма» отличаются от базового: оно не представлено ни в одном из школьных предметных курсов, основывается на анализе учебной литературы по теме, личном педагогическом опыте руководителя.
    Цель данного курса:
    -познакомить учащихся со сферой деятельности дизайнера одежды и научить выполнять дизайн-проект.
    Задачи курса:
    - расширить знания учащихся о костюме как объекте дизайна;
    -познакомить с приемами и методами, спецификой творчества дизайнера;
    -способствовать выявлению и развитию творческой способностей учащихся, фантазии и дизайнерского мышления;
    -совершенствовать идейное мировоззрение учащихся.
    В ходе программы «Дизайн костюма» вводятся новые понятия по основам композиции костюма: средства и свойства композиции, композиционный центр, цвет в композиции, элемент композиции; а также понятия по основам проектирования: дизайн- анализ, дизайн спецификация, художественный образ в проектировании, методы проектирования, проектное изделие и другие.
    Программа «Дизайн костюма » рассчитана на 17 часов.
    Содержание программы
    1.Дизайн в современном мире.
    Понятие термина «дизайн». Дизайн как вид искусства. Функции и объекты
    дизайна. Профессия дизайнера одежды. Понятие терминов: «мода», «одежда», «костюм».
    2.Связь костюма с пластиковой фигуры человека.
    Пропорция женской фигуры. Конструктивные пояса. Взаимосвязь пластики фигуры с фигуры с формой одежды. Силуэт фигуры и силуэты костюма.
    3.Стилевое решение костюма.
    Понятие термина: «стиль». Современные стили и микростили, господствующие в моде. Особенности классического, романтического, спортивного стилей. Понятие термина «индивидуальный стиль».
    4.Взамосвязь особенностей исторической эпохи и костюма. Костюм древнего мира. Костюм
    средневековья. Костюм эпохи Возрождения. Западноевропейский костюм русский национальный костюм. Костюм современного времени.
    5.Понятие термина «Композиция костюма».
    6.Средства композиции костюма.
    Понятия терминов: «пропорции», «ритм», «зрительные иллюзии». Причины и виды иллюзий переоценка вертикали, острого угла, иллюзия неустойчивости и другие. Использование зрительных иллюзий в костюме для исправления недостатки костюма.
    8.Декоративная отделка костюма как элемента композиции.
    Основные виды отделок, применяемых в одежде. Материал и форма отделок. Влияние отделки на стилевое решение костюма.
    9.Костюм в современном мире дизайна.
    Мобильность, многофункциональность и направленность костюма. Концепция изменения роли одежды в современном мире. Понятие «проектирование костюма». Этапы выполнения проекта.
    10.Художественный образ в дизайне одежды.
    Источники и особенности творчества дизайнера. Природа, архитектура, ткань, народный костюм как источники творчества.
    11.Приемы и методы творчества дизайнера.
    Методы проектирования с применением комбинирования: комбинаторика, трансформация, кинетизм. Модульное проектирование. Проектирование методом реконструкции.
    12.Тенденции в развитии дизайна костюма.
    Основные цели разработок дизайнера. Безразмерная одежда. Минимализм в одежде. Понятия терминов: «дизайн спецификация», «дизайн»-анализ», «дизайн-папка».
    13.Виды проектирования одежды в дизайне.
    Проектирование единичных швейных изделий, комплектов и ансамблей одежды. Понятие термина «коллекция» одежды. Требования к коллекции одежды. Ассортимент женской верхней одежды. Особенности изображения отдельных элементов одежды.
    14.создание и защита творческого проектного изделия .
    Подготовительный и технологический и итоговый этапы проекта.
    Планируемые результаты.
    По завершению курса учащиеся должны:
    знать:
    - терминологию:
    костюм, композиция костюма, ритм, акцент, пропорции, силуэт, отделка, стиль, микростиль, художественный образ, комплект, ансамбль, коллекция одежды, дизайн, дизайнер, метод проектирования, проектное изделие, дизайн-анализ, дизайн спецификация, дизайн-папка;
    -основные эпохи истории костюма, средства и свойства композиции костюма. Законы зрительных иллюзий в одежде, принципы цветоведения; задачи, прием и методы работы дизайнера одежды;
    тенденции в развитии дизайна.
    Уметь: использовать средства и свойства композиции, применять в работе нетрадиционный материал, решать творческие задачи по дизайну костюма, разрабатывать проект. Составлять мультимедийные презентации для защиты творческих проектов.
    Методическое обеспечение учебного процесса
    Для успешного решения задач программы «Дизайн костюма», учитывая возрастные особенности учащихся, рекомендуется использовать технологию сотрудничества и следующие методы обучения:
    -словесные (лекции, беседы)
    -наглядные (демонстрация, иллюстрация, приемы эскизирования);
    -частично-поисковые, исследовательские и практические (моделирование одежды, эскизирования, выполнение образцов отделки, изготовление изделия в миниатюре, решение творческих задач, создание компьютерных презентаций).
    Для активизации мыслительных процессов учащихся необходимо применять проблемное обучение, коллективные формы работы, метод мозгового штурма для поиска решение творческих задач и другие методы. На занятиях целесообразно использовать основные примеры формирования мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, перенос знаний в новую ситуацию).
    Применение для демонстрации иллюстрационного материала позволит повысить уровень усвоения знаний и положительно отразится на качестве практических работ учащихся.
    Каждое занятие программы «Дизайн костюма» состоит из практической и теоретической части.
    При организации практической работы необходимо учитывать специфику задания и применять как индивидуальную, так и групповую форму. Например, при лепке манекена из опилочной массы подростки работают каждый над своей фигурой, а при решении творческой задачи по созданию изделия – трансформера рациональнее объединить учащихся в группы. Одна из задач образования – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого.
    Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.
    Творческая деятельность способствует формированию у учащихся преобразующего мышления, навыков исследований и изобретательской работы. Учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитием интеллектом.
    Организация по развитию художественного и декоративно-прикладного творчества детей должна способствовать осознанию школьниками значимости их личных достижений от участия в творчестве коллектива.
    Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.
    Учебно-тематический план
    № Темы Количество
    часов Формы контроля по теме Дата
    Проведения
    1. Вводное занятие.
    Дизайн в современном мире. 1 Создание презентации
    2. Костюм как система.
    Связь костюма с пластиковой
    фигуры человека. 1 Разработка эскизов и изготовление манекена женской фигуры из опилочной массы
    3. Стилевое решение костюма. 1 Подборка иллюстраций из журналов мод;
    4. История костюма 1 Изготовление исторического костюма на манекене .
    5. Закономерности композиции костюма. Свойства композиции костюма 1 Характеристика предложенного учителем костюма; разработка эскизов моделей одежды
    6. Средства композиции костюма 1 Создание эскизов элементов одежды, подчеркивающих достоинства и скрывающих недостатки фигуры. .
    7. Цвет в композиции костюма. 1 Цветовое решение творческой задачи: стилевое
    Преобразование изделия с помощью отделки;
    8. Декоративная отделка костюма как элемент композиции. 1 Идеи решений творческой задачи: стилевое преобразование изделия с помощью отделки;
    9. Костюм как объект дизайна.
    Костюм в современном мире 1 Разработка эскизов костюма из нетрадиционных материалов
    10. Художественный образ в дизайне одежды 1 Идеи решения творческой задачи: разработки изделия;
    11. Приемы и методы творчества дизайнера 1 Создание эскиза костюма
    12. Тенденции в развитии дизайна костюма 1 Идеи решения творческой задачи: создание комбинироанного гардероба (эскизы, дизайн спецификация, дизайн-анализ)
    13. Виды проектирования одежды в дизайне 1 Разработка эскизов различных видов воротников и рукавов для моделей одежды
    14. Проектирование изделия
    Подготовительный этап проекта 1 Формулировка проблемы. Цель и задачи
    Идеи для решения.
    Выбор лучшей идеи.
    Дизайн-анализ изделия
    Подбор материалов и инструментов.
    15. Технологический этап проекта 1 Изготовление проектного изделия по
    Разработанным в ходе прохождения курса идеям.
    16. Итоговое занятие 1 Защита проекта

    Литература для учителя:
    1. Дудникова Г.П. «История костюма». – М.,2001.
    2. Ельникова Л.В. « Обработка тканей». – М.: Просвещение, 1986.
    3. Зборовскийй Е.М. «По законам красоты» – М.: советская Россия, 1988.
    4. Парон Ф.М. «Композиция костюма». – М.: 1984.
    5.Рачицкая Е.И., Сидоренко В.И. « Моделирование и художественное оформление одежды». – Ростов-на –Дону, 2002.
    Литература для учащихся:
    1. Дудникова Г.П. «История костюма». – М.,2001.
    2. Ельникова Л.В. «Обработка тканей». – М.: Просвещение, 1986.
    3. Симоненко В. «Технология». 5-11кл.(варианты для девочек, по программе Симоненко).
    4. Маркелова О.Н. «Учись сшить»-2009г.

    Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
    МОУ СОШ с. Торгалыг Улуг-Хемского кожууна

    Рассмотрено на заседании школьного Утверждено решением педагогического методического совета школы совета МОУ СОШ с. Торгалыг
    « » _____________2010г. « » ______________2010г.

    Программа
    элективного курса:
    «Статистика»
    в 11 классе
    Автор: А.В. Копытцев

    Учитель: Кыргыс Ч.С.

    Торгалыг, 2010г.
    Учитель:

    Торгалыг 2010.

    Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
    МОУ средняя общеобразовательная школа с. Торгалыг Улуг-Хемского кожууна

    Рассмотрено на
    заседании школьного
    методического объединения
    гуманитарных наук
    от «_» _________ 20 г.

    Утверждено на методсовете
    «__» __________ 20 г.

    Программа
    элективного курса «Первая мировая война в истории мира»
    в 10 классе
    Автор: Н.И.Чеботарева, Л.В.Селянина

    Учитель истории: Иргит Р.Х.

    Торгалыг, 2010 г.

    Пояснительная записка

    Первая мировая война явилась закономерным итогом предшествующего экономического и политического развития стран мира. Она изменила всю систему международных отношений, явилась прологом ко Второй мировой войне, заложила основу современной мировой политики и экономики. Это была со всех сторон: политической, экономической, военной, технической, особая война. Почему развязалась это кровавая война, унесшая миллионы жизней, поправшая все нормы морали и права, волнует не одно поколение человечества? Воюющие были убеждены, что их страна невинная жертва. Но очень скоро стало понятно, что «жертв» нет. Кто же развязал эту войну? Германия? Россия? Англия? Франция? США? Противоборствующие военные блоки? Кому это война была выгодна?
    Программа курса составлена с учетом того, что материал, представленный в учебнике, освещает главным образом военные действия, причины войны. Общеизвестно, что политика – концентрированное выражение экономики. Поэтому, выясняя причины Первой мировой войны, указывая на общественные противоречия, необходимо объяснить мотивы того, почему именно военный способ разрешения противоречий избрали основные военные державы.
    Программа курса ориентирована на проблемное изложение материала, поощрение интереса к истории, закрепление уже имеющихся знаний. Курс способствует формированию критического подхода к информации, умениям работать с историческими источниками и дополнительной литературой, аргументировано отстаивать свое мнение, логически выражать свои мысли в устной и письменной форме.
    Программа используется как дополнение к урокам истории по теме «Первая мировая война», как элективный курс, рассчитанный на 17 часов.
    Условием реализации курса является научная и методическая литература, иллюстративный и справочный материал, Интернет-ресурсы.

    Цели курса:
    1. Способствовать познанию специфических особенностей и общих черт экономического и политического развития стран накануне и в годы Первой мировой войны.
    2. Способствовать выработке навыков системно-научного подхода к изучению истории мировых войн и международных отношений.

    Задачи курса:
    1. Способствовать формированию у учащихся способностей к анализу экономических и политических событий, умению выделять их характерные особенности и отличительные черты, обобщать и делать логические выводы.
    2. Развивать историческое мышление.
    3. Расширить представления об экономических и политических процессах, происходивших в начале XX века.
    4. Формировать умения и навыки публичных выступлений, самостоятельного поиска информации, анализировать различные источники.
    5. Формировать коммуникативные навыки: умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

    Основные умения и навыки:
    - анализировать документы, источники, исторические сведения;
    - работать с научной и справочной литературой;
    - анализировать и сопоставлять факты;
    - составлять таблицы, схемы, рефераты, презентации;
    - обобщать и выделять отличительные особенности, делать выводы.

    Изучение курса предполагает следующие методические формы учебной деятельности: лекции с последующим опросом, беседы, семинары, практическая работа, подготовка презентаций, дискуссия.
    Итогом работы по данному курсу являются подготовленные рефераты, презентации по конкретной теме.

    1. Ознакомить с программой и определить виды деятельности.
    2. Продолжить выбрать: фотокорреспондентов (по желанию), редакторов – оформителей для занятий по проектной деятельности.
    3. По возможности, не выписывать сообщения, а приносить первоисточники на семинарские занятия и уроки – конференции, экономить время, учиться работать с использованием дополнительной литературы, если необходимо сделать ксерокопию материала или мультимедийную презентацию.
    4. Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учиться ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учиться. Поэтому лучшим вариантом организации этого курса была бы проектная деятельность. Для того, чтобы грамотно подойти к этому вопросу, необходимо познакомиться со статьями, предложенным в списке литературы по вопросам технологии.

    Учебно – тематический план

    № Наименование тем Всего часов Лекции Практика Семинары Контроль и форма
    1. Введение 1 1
    2. Внутригосударственное устройство ведущих стан мира в конце xix-начале xx вв. 2 1 1
    тестирование
    3. Общие черты экономического развития ведущих стран мира в начале XXв. 4 1 1 1 1
    тестирование
    4. Особенности развития ведущих стран мира в начале XX в. 4 1 1 1 Защита рефератов.
    5. Международное положение накануне Первой мировой войны 2 1 1
    Тестирование
    6. США в годы ПМВ 1 1
    7. Нарушение прав человека в годы ПМВ 2 1 1
    Эссе, проблемные задания
    8. Кто был заинтересован в ПИВ? Кому она была выгодна? 1 Защита сообщений
    итого 17 6 2 3 6

    Содержание курса

    1. Введение (1 час)
    Знакомство со структурой курса.
    2. Тема 1. Внутригосударственное устройство ведущих стран мира в конце XIX – начале XX вв. (2 часа).
    Формы правления. Государственные органы. Основные классы, сословия, их положение. Партии и организации.
    3. Тема 2. Общие черты экономического развития ведущих стр

    Просмотров: 509 | Добавил: sencery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz